9 июля 1955 года в Лондоне был оглашен документ, получивший название «Манифест Рассела – Эйнштейна».

В марте 1954 года правительство Соединенных Штатов произвело испытание водородной бомбы в районе островов Эниветок и Бикини в Тихом океане.
«Странная белая пыль заволокла небо на сотни километров, – писала Марианна Шаскольская в книге «Жолио-Кюри». – Ветер разнес ее по океану… Были отравлены сотни не подозревавших об опасности жителей прибрежных районов. Радиоактивный пепел отравил воды океана, заразил рыбу и водоросли. В день взрыва рыбаки японского суденышка «Фукурю-мару» («Счастливый дракон») ловили рыбу в ста пятидесяти километрах от места испытаний. Они не ведали, что им грозит, они не знали, что несет в себе белая пыль, осевшая на палубе. Через несколько дней все они слегли в страшных мучениях. Один умер, остальные стали калеками».
Через несколько дней французский физик, радиобиолог, лауреат Нобелевской премии по химии, супруга физика Фредерика Жолио-Кюри Ирен поясняла в интервью одному из журналистов: «Границ безопасности практически не существует, ибо всегда рыбы и животные, пораженные – но не насмерть – радиоактивностью, переносят ее за пределы опасной зоны. Японские рыбаки ловили рыбу достаточно далеко от пределов опасной зоны, но вы видите, что с ними произошло. На деле же опасность еще больше, чем отмечалось до сих пор. Из-за радиоактивных излучений отдельные виды полезных растений или животных могут совсем исчезнуть. Еще раз повторяю: невозможно полностью оценить опасность проводимых ядерных испытаний! Надо предостеречь все человечество! Надо добиться торжественного обещания всех государств запретить атомное оружие!»
Идея создания обращения к руководителям государств и человечеству об опасностях военного применения ядерного оружия принадлежала крупнейшим ученым мира: английскому философу, логику и математику, лауреату Нобелевской премии по литературе лорду Бертрану Расселу и французскому физику, нобелевскому лауреату, иностранному члену Академии наук СССР профессору Фредерику Жолио-Кюри. В начале 1955 года они составили текст документа и направили его Альберту Эйнштейну, который поставил подпись под ним за два дня до своей смерти. В течение последующих недель манифест также подписали выдающиеся ученые, большинство из которых являлись иностранными членами АН СССР: профессора Макс Борн, Перси Бриджмен, Леопольд Инфельд, Фредерик Жолио-Кюри, Герберт Меллер, Лайнус Поллинг, Сессил Пауэлл, Бертран Рассел, Джозеф Ротблат и Хидеки Юкава.
«С присущим ему чувством личной ответственности за все зло, которое существует в мире, Альберт Эйнштейн особенно глубоко переживал большую, многовековую трагедию иррационального и разрушительного использования достижений разума, – рассказывает Борис Кузнецов в книге «Эйнштейн: жизнь, смерть, бессмертие». – Разум человечества ищет гармонию в природе и по своим внутренним тенденциям ведет общество к гармонии, к рациональной организации общественной жизни. Но в антагонистическом обществе плоды разума могут стать отравленными, и каждая научная идея, каждое открытие внутреннего ratio мира могут стать оружием иррациональных сил. Подобные мысли Эйнштейн высказывал не раз в течение многих лет. (…) «Открытие ценных атомных реакций, – писал Эйнштейн, – так же мало грозит человечеству уничтожением, как изобретение спичек; нужно только сделать все для устранения возможности злоупотребления этим средством».
Документ, получивший название «Манифест Рассела – Эйнштейна», огласили 9 июля 1955 года в Лондоне. В нем, в частности, говорилось: «Общественность и даже многие государственные деятели не понимают, что будет поставлено на карту в ядерной войне. Все хорошо знают, что новые бомбы более мощные по сравнению со старыми. Одной водородной бомбы хватило бы для того, чтобы стереть с лица Земли крупнейшие города, такие как Лондон, Нью-Йорк и Москва. Нет сомнения, что в войне с применением водородных бомб большие города будут сметены с лица Земли. Но это еще не самая большая катастрофа, с которой придется столкнуться. Теперь мы знаем, особенно после испытаний на Бикини, что ядерные бомбы могут постепенно приносить смерть и разрушение на более обширные территории, чем предполагалось. Мы авторитетно заявляем, что сейчас может быть изготовлена бомба в 2500 раз более мощная, чем та, которая уничтожила Хиросиму. Такая бомба, если она будет взорвана над землей или под водой, посылает в верхние слои атмосферы радиоактивные частицы. Они постепенно опускаются и достигают поверхности земли в виде смертоносной радиоактивной пыли или дождя. Никто не знает, как далеко могут распространяться такие смертоносные радиоактивные частицы. Но самые большие специалисты единодушно утверждают, что война с применением водородных бомб вполне может уничтожить род человеческий».
Фредерик Жолио-Кюри, в 34 года ставший нобелевским лауреатом, к 45 годам – академиком двух французских и семи иностранных академий, был известен всему миру как один из самых выдающихся физиков. Он неоднократно выступал с критикой накопления и создания атомного оружия. В конце жизни Жолио-Кюри написал: «С чем сравнить горечь творца великого открытия, когда он увидел, что его творение в руках преступников принесло величайшие бедствия людям? Человек, беззаветно преданный науке, стал свидетелем разрушительного действия результатов науки! Все люди на Земле содрогнулись, услышав весть о Хиросиме, но каково было тем, кто «расковал Прометея науки», кто был в числе первых, принесших людям огонь великого открытия?»
«Фредерик Жолио-Кюри разослал письма к ста наиболее выдающимся ученым мира. Он писал, что угрожающая человечеству опасность столь велика, что возникла крайняя необходимость распространить во всех странах мира, среди государственных деятелей и среди простых людей сведения о характере и опасности ядерной войны. Надо, чтобы люди услышали голос ученых. Ученые, расковавшие Прометея науки, понимают опасность больше, чем политики. Их голос должен звучать как трезвое и беспристрастное предупреждение. Пусть это будут ученые самых разных воззрений, так чтобы ни одна часть общества не усомнилась в искренности их предупреждения. Нужно объединить ученых и нужно, чтобы люди прислушались к их мнению, – пишет Марианна Шаскольская.
«От имени Всемирной федерации научных работников Жолио предложил созвать международный научный конгресс по вопросу об опасности ядерного оружия. Он обратился также к председателю Генеральной Ассамблеи ООН, настаивая на включении в повестку дня сессии ООН вопроса об опасности атомного, термоядерного и биологического оружия. Многие ученые откликнулись на призыв Жолио, – рассказывает Марианна Шаскольская в своей книге о выдающемся физике. – Он был уже не одинок. В рождественские дни 1954 года со страстной речью по английскому радио выступил лауреат Нобелевской премии, философ и математик Бертран Рассел. Он рисовал картину опустошений, которые вызовет ядерная война, если люди не остановят ее. Величайший ученый мира Альберт Эйнштейн подписал декларацию, получившую в истории наименование Декларации или Манифеста Рассела – Эйнштейна: «…Все спорные вопросы между Востоком и Западом должны быть урегулированы мирным путем… Мы требуем от правительств всего мира, чтобы они признали и публично заявили, что они не будут стремиться достичь своих целей при помощи войны…» (…) Фредерик Жолио-Кюри должен был выступить по французскому радио с призывом о прекращении ядерных испытаний. В последний день правительство запретило это выступление. В тот же день шведские радиокомпании отказались транслировать выступление нобелевского лауреата, борца за мир Альберта Швейцера. Он тоже намеревался выступить с призывом о прекращении ядерных испытаний, предупредить народы об опасности, которую несет повышение радиоактивности в атмосфере. (…) Жолио предлагал ученым брать на себя инициативу. (…) Само сознание существующей угрозы должно заставлять их пытаться убедить общественность в нависшей над миром опасности».
Манифест Рассела – Эйнштейна призывал собраться ученых Запада и Востока, имеющих различные философские и политические взгляды, для совместного обсуждения вопросов запрещения и уничтожения ядерного оружия и искоренения войн как средств разрешения конфликтов между государствами. Ответом на него стали национальные и более широкие конференции ученых, сплотившихся в борьбе за мир.
Первая интернациональная конференция ученых собралась 7-10 июля 1957 года в деревне Пагуош в Канаде. Ученых, приехавших в Пагуош, объединило общее стремление использовать великие достижения современной науки и техники на благо человечества, а не для создания новых средств массового уничтожения. К резолюции Пагуошской конференции присоединялись затем один за другим ученые Запада и Востока.

В 1957 году при Президиуме АН СССР был создан Советский Пагуошский комитет, который в разные годы возглавляли выдающиеся ученые.
За многолетнюю и плодотворную деятельность по снижению ядерной угрозы и большой вклад в развитие международного научного сотрудничества Пагуошское движение ученых в 1995 году было удостоено Нобелевской премии мира.
В апреле 1958 года Фредерик Жолио-Кюри писал: «Решение, принятое Советским правительством 31 марта 1958 года об одностороннем прекращении испытаний ядерного оружия, пробудило надежды в мире, что за этим действием последуют действия правительств Соединенных Штатов и Великобритании… Нет никакого сомнения в стремлениях народов. Они находятся настороже, они сознают опасность, нависшую над человечеством, и желают прекращения ядерных испытаний. Если бы они знали, как выразить свое стремление более энергично, если бы все силы мира преследовали эту цель, то это могло бы быть достигнуто до того, как это будет слишком поздно…»
Что определило отличие ядерной эпохи от всех прочих? Вероятно, та непреложная истина, что если раньше оружие убивало человека, то теперь оно стало способно убить человечество Вывод?
«Мы должны научиться мыслить по-новому, – говорилось в «Манифесте Рассела – Эйнштейна». – Мы должны научиться спрашивать себя не о том, какие шаги надо предпринять для достижения военной победы тем лагерем, к которому мы принадлежим, ибо таких шагов больше не существует; мы должны задавать себе следующий вопрос: какие шаги можно предпринять для предупреждения вооруженной борьбы, исход которой должен быть катастрофическим для всех ее участников? (…) Перед нами лежит путь непрерывного прогресса, счастья, знания и мудрости. Изберем ли мы вместо этого смерть только потому, что не можем забыть наших ссор? Мы обращаемся как люди к людям: помните о том, что вы принадлежите к роду человеческому и забудьте обо всем остальном. Если вы сможете сделать это, то перед вами открыт путь в новый рай; если вы это не сделаете, то – перед вами опасность всеобщей гибели».
Сергей Ишков.
Фото ru.wikipedia.org