Корреспондент «Московской правды» побывала на традиционном сборе труппы театра «Эрмитаж». Художественный руководитель Михаил Левитин познакомил собравшихся с планами на предстоящий 65-й, юбилейный сезон. Планов этих – громадьё, а грядущие спектакли интригуют.
Уже в сентябре зрители увидят новую комедию под названием «Веселая женщина», рассказывающую об одном из периодов жизни Елены Петровны Блаватской, религиозного философа, оккультиста, основательницы Теософского общества, автора «Тайной Доктрины».
Режиссер Михаил Левитин сразу же обозначил границы будущего спектакля, ответив на вопрос корреспондента «Московской правды»: в суть произведений, вышедших из-под пера Елены Петровны, он вникать не пытался. «Я бы в них утонул», – честно признался Левитин. Так что глубины философских размышлений от грядущей комедии ждать точно не стоит: задача у постановщиков была совсем иная. Левитин считает Блаватскую великой авантюристкой, причем это определение для него носит скорее позитивный смысл. По мнению Левитина, их героиня поставила перед собой амбициозную задачу «создать общую для всех религию, которая относилась бы к человеку по-человечески».
– Как и всякая женщина, – считает Михаил Левитин, – она хотела быть Богом, что, конечно, смешно.
В постановке принимает участие и Левитин-младший, собственно и написавший пьесу о Блаватской. Он же играет в спектакле самого себя.
Журналистам был показан пролог спектакля, который представляет собой реальный диалог драматурга и случайной знакомой, которую Левитин-младший встретил на собачьей площадке в одном из арбатских переулков. Экзальтированная дама рассказала драматургу о своем восприятии Блаватской, собственной поездке в Индию, увиденных ею там левитирующих монахах и много чего еще интересного.
Пролог спектакля подразумевает достаточно тесный диалог и контакт актеров спектакля со зрительным залом: будет много смешного, импровизационного, а значит, неожиданного.
– Блаватскую знают во всем мире, это фантасмагорическая фигура, – сказал Левитин-старший, – но спектакль наш не столько о самой фигуре Блаватской, сколько о людях подобного авантюристичного склада характера.
Создатели спектакля интригующе намекают, что в третьем акте зрителей ждет комичный спиритический сеанс, хотя сам худрук к оккультным явлением относится достаточно равнодушно.
Что же касается юбилея, то театр «Эрмитаж» планирует отпраздновать его в октябре. Со сцены не будет звучать никаких торжественных речей: юбилейный вечер соберется из различных знаковых постановок. Придут в гости артисты из других театров, занятых в спектаклях «Эрмитажа». Среди них – Михаил Филиппов («Лир король»), Евгений Редько («Свадьба Кречинского») и Владимир Шульга («Зойкина квартира»).
В конце года планируется важная для «Эрмитажа» премьера – «Лес» А. Н. Островского. К этой постановке Михаил Левитин шел долго, откладывая ее по разным причинам. Но теперь есть повод – 100-летие постановки «Леса» Мейерхольдом, которому, собственно, новый спектакль и будет посвящен.
Планируют в театре поставить и спектакль по мотивам произведений Шекспира.
– Он будет о том, из чего возник знакомый нам Шекспир, как возникли шекспировские страсти, – рассказал Левитин.
Среди детских премьер – «Черная курица, или Подземные жители» А. Погорельского. Репетирует режиссер-дебютант Станислав Сухарев.
Что же касается Малой сцены, то теперь она будет называться «Театром Михаила Левитина глазами его учеников». Там в нынешнем сезоне пойдут спектакли по стихам Александра Гельмана, а также по книге Левитина «Поганец Бах». Обе – в постановке ученика Левитина по ГИТИСу Василия Корсунова. И здесь же зрители увидят премьеру «Мой дядя самых честных правил» по рассказу Фазиля Искандера в постановке Ирины Богдановой.
Елена Булова.
Фото автора