Театр Российской Армии готовит к выпуску спектакль «Гусарская баллада». На репетиции побывала наш обозреватель Елена Булова. Она побеседовала с постановщиком спектакля заслуженной артисткой России Татьяной Константиновой, и с исполнителем роли Кутузова заслуженным артистом России Сергеем Селиным.
Премьера спектакля о девушке, выдававшей себя за корнета ради возможности воевать с Наполеоном, открывает юбилейный, 95-й театральный сезон. Редкий жанр, увлекательный сюжет и замечательная музыка Тихона Хренникова дважды делали постановку хитом. Режиссер Алексей Попов впервые поставил спектакль в далеком 1942-м году, а девятнадцать лет назад, в 2005 году, спектакль возродил к жизни народный артист России Борис Морозов.
Зрители хорошо знают саму историю по фильму Эльдара Рязанова, где главную женскую роль сыграла нынешняя прима Театра Российской Армии Лариса Голубкина.
Сюжет за годы в главном не изменился: героиня Шурочка Азарова знакомится с будущем женихом, поручиком Ржевским. Желая узнать его истинные цели в предстоящей помолвке, она на маскараде переодевается в корнета, выдавая себя за собственного кузена. Девушка узнает, что будущий жених не в восторге от предстоящей свадьбы. Сообщение о начале войны с Наполеоном примеряет героев, перемещая их из танцевальной залы усадьбы Азаровых на поле боя.
Восстанавливая спектакль, режиссер Татьяна Константинова попыталась не повторить предыдущие постановки, найти собственную тональность.
– Я собрала всю музыку Хренникова, написанную не только к этому спектаклю, но и для одноименного балета, который был поставлен в Большом театре, музыку к спектаклю «Много шума из ничего» и самые известные песни Хренникова, – рассказала режиссер нашему обозревателю в ходе репетиции. – Но при этом неправильно было бы считать этот спектакль мюзиклом. Нет, это не мюзикл. Это современная музыкальная комедия, в которой работают хорошие драматические артисты. Здесь драматическое действие соседствует с музыкальными номерами, с танцами, с песнями. И наша история щедро приправлена героизмом. Вдумайтесь! 17-летняя девушка оставляет дом, куклы, бантики, отправляясь на фронт. Сегодня это звучит особенно актуально, наше собственное время – нелегкое, и хочется подарить людям глоток радости.
Роль Кутузова репетирует в спектакле блистательный артист Сергей Селин. Его фельдмаршал убедителен и совершенно не похож на образ, который на экране создавал Игорь Ильинский. Тем интереснее наблюдать за происходящим на сцене.
– Образ моего героя рождался в муках, – рассказывает нашему обозревателю Сергей Селин. – Готовясь к премьере, я перечитал огромное количество литературы, перечитал варианты биографии фельдмаршала. Наше поколение артистов вообще к подобным вещам относится очень ответственно: если мы играем врачей, то идем и присутствуем на операции. Если играем ментов, то, конечно, ходим и присутствуем на задержании, на допросах. Поэтому и роли получаются объемными! Мы всегда понимали, что наши герои – это обычные люди, это не дядя Степа трехметрового роста. А раз они – обычные люди, то , значит, не раздают на углах апельсины, улыбаются далеко не всем и не всегда бывают хорошими, белыми и пушистыми. Они такие, какие есть, то есть настоящие, со своими проблемами и слабостями, удачами и неудачами.
В роли Кутузова я испытал удивительные чувства, особенно когда впервые примерил фельдмаршальский мундир. Я вообще считаю, что мужчина просто обязан, даже если он никогда не служил, примерить однажды на себя мундир, примерить офицерскую, солдатскую форму. Когда я надел форму моего героя, которой два века, то почувствовал себя совершенно по-другому. В такие моменты, хотите верьте, хотите нет, в душе рождается что-то возвышенное. Форма придает мужчине мужественность, она рождает элемент опрятности, заставляет следить за собой. Когда вы будете смотреть репетицию, то обратите внимание, как, надев форму, подтянулись все наши артисты – и молодые, и возрастные.
Самым сложным в моей роли, пожалуй, было найти в себе состояние, когда ты – «слуга царю, отец солдатам». Я и по возрасту – отец, я даже дедушка, у меня ведь есть внук. И вот это состояние отцовства для солдат нужно было найти в себе и передать.
У нас в спектакле очень много движения, танцев, фехтования. У нас очень хороший постановщик. Мне вообще нравится женская режиссура. Мужики могут в какой-то момент, если что-то не получается, опустить руки. Женщины – никогда! Женщина будет плакать и смеяться, но доведет дело до конца, в этом преимущество женщин-режиссеров перед мужчинами.
Я искренне верю, что наш спектакль состоится по большому счету. Верю, что он станет праздником для зрителя. Обязательно приходите в театр, приглашаю всех!
Елена Булова.
Фото автора