Об этом в ходе пресс-конференции в НСН сообщил вице-президент по внутреннему туризму Ассоциации туроператоров России Сергей Ромашкин.
По его словам, устойчивый рост внутреннего туризма продолжается уже 3 – 4 года:
«Мы уже давно превзошли результаты 2019 года, который был у нас отправной точкой для последующих сравнений. За это лето наши туристы совершили около 50 миллионов поездок по России, что дает нам основания предполагать, что итоговая цифра за год составит около 100 миллионов поездок. Это огромная цифра, о которой еще пару лет назад невозможно было даже мечтать. И, поскольку у нас есть нацпроект «Туризм и гостеприимство», который имеет еще более амбициозную цель: 130 – 140 миллионов поездок к 2030 году, нам есть к чему стремиться. Но ежегодное увеличение турпотока на 6 – 8%, которое есть уже сейчас, позволяет нам достичь эту цель достаточно органично, без особых потрясений».
Рассказывая об особенностях летнего турсезона этого года, Сергей Ромашкин отметил чрезвычайно ранний старт с покупками туристами летних направлений:
«До 1 марта было выкуплено больше 35% летнего размещения. Эксперты по-разному объясняют, почему так произошло: здесь, видимо, имело место и желание купить подешевле (февральские и мартовские поездки, как правило, покупаются с некоторым дисконтом, кроме того, тут и акции раннего бронирования, и цены на авиабилеты не очень высоки); с другой стороны, мы видим в этом определенный сигнал доверия к туроператорскому и турагентскому бизнесу. Люди уверены, что мы исполним свои обязательства».
Вторым важным событием этого лета, по его словам, стал опережающий рост автомобильных прибытий на наши курорты:
«Мы видим, что курорты Крыма или Анапы на 70 – 75% заполняются за счет самостоятельного прибытия туристов на личном автотранспорте. Это дешевле, хотя, может быть, это и не так удобно, как поезд или самолет. Но, во всяком случае, мы видим, что поток автотуристов растет на десятки процентов ежегодно. Если брать Крым, то в этом году около 70% туристов приехали на личных автомобилях, чуть больше 20% – железнодорожным транспортом и меньше 10% – на автобусах. При этом 10% туристов приехали на автомобилях через новые территории: то есть не через Крымский мост, а заехали в Крым с севера. Ранее таких туристов было очень мало. Сейчас им эта дорога нравится, она даже быстрее, чем через Крымский мост, и турпоток с этой стороны Крыма нарастает».
Как отметил Сергей Ромашкин, вот этот бум автомобильного туризма привел к тому, что центр Сочи или Адлер не получили такого прироста, как северные районы Краснодарского края (Геленджик, Туапсе, Анапа). Так, если Анапа приросла на 25%, то центр Сочи – где-то на 4 – 5%. Это очень скромный результат. Успехи Краснодарского края связаны с Анапой и Геленджиком, где серьезный рост отмечался все лето. Довольно неожиданным, сказал Ромашкин, был небывалый успех Крыма, который, по данным руководства Крыма, за лето вырос на 20 – 25%, а многие компании показали плюс 60 – 70% к уровню 2023 года.
Далее Сергей Ромашкин рассказал о пятерке самых популярных направлений: безусловным лидером и зимой, и летом является, по его словам, Краснодарский край; на втором месте находятся Москва и Санкт-Петербург, которые сейчас борются за вторую и третью позиции, но, по ожиданиям Ассоциации туроператоров России, по итогам года Москва выйдет на твердое второе место; на четвертом месте находится Крым, а на пятом – регион Кавказских Минеральных Вод.
Еще одним сюрпризом, но уже неприятным, этого летнего сезона стал рост цен: по оценкам Ассоциации туроператоров России, отели подорожали на 15 – 20% по сравнению с летом 2023 года; транспорт – на 20 – 25%. В итоге средний чек по сравнению с прошлым годом вырос на 20 – 22%. Это, по словам Сергея Ромашкина, «достаточно грустно для туристов, но туризм – это часть экономики, и мы не можем защитить туристов от подорожания, поскольку дорожают все остальные элементы туристического продукта».
Сергей Ишков.
Фото wayhomestudio on Freepik