Матрёнин двор в Театре имени Вахтангова (16+)

«Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша» – так писал о своей героине (реально существовавшей) Александр Солженицын.

Е. Михайлова, А. Михайлов

На сцене «Студия» в Театре имени Евгения Вахтангова состоялось юбилейное, 300-е представление спектакля «Матрёнин двор» по одноименному рассказу А. И. Солженицына. Этот спектакль стал подарком вахтанговцев к 90-летию со дня рождения Александра Исаевича Солженицына. Премьера состоялась 13 апреля 2008 года, и с тех пор постановку сопровождают неизменная зрительская любовь и аншлаги.

«Матрёнин двор», написанный летом 1959 года, увидел свет в «Новом мире» в январе 1963‑го.  «Удивительно, как могли напечатать? Это пострашнее «Ивана Денисовича»? Там можно всё на культ спихнуть, а тут? Ведь у него не Матрёна, а вся русская деревня под паровоз попала и вдребезги?» – так отозвалась о рассказе Солженицына Анна Ахматова.

Матрёна – Елена Михайлова

Идея создания сценической версии рассказа принадлежит Александру Михайлову, он долго жил с этой мыслью, пока не поделился ею с профессором Щукинского училища заслуженным деятелем искусств России Владимиром Ивановым, который впоследствии и стал автором сценической версии и режиссером спектакля.

Игнатич – Александр Михайлов

Иванов через тончайшую разработку характеров, «соединенную» с точно угаданной интонацией автора, в сотрудничестве с актерами Александром и Еленой Михайловыми создал потрясающую постановку. Художник Максим Обрезков выполнил эксклюзивные декорации, которые из деревенского дома превращаются в погост, дополненные музыкой от Татьяны Агаевой.

Рассказ о праведнице Матрёне – история нескладной жизни шестидесятилетней крестьянки Матрёны Васильевны Захаровой, что жила в деревенской глухомани Владимирской области, где после казахстанской ссылки учительствовал Солженицын, поселившись в запущенной избе с фикусами, колченогой кошкой, мышами и тараканами, – разворачивается на глазах у изумленной публики, которая сидит буквально в нескольких сантиметрах камерного пространства вахтанговской сцены «Студия».

Икона, фотографии в общей раме, часы-ходики, сундук, который служит кроватью постояльцу, серое солдатское одеяло – это и есть быт Матрёны и ее жильца, который приехал сюда с допотопным чемоданчиком и изношенным вещмешком. Светлые струганые доски образуют крыльцо избы, которое в ходе спектакля родственники Матрёны разберут на части. Символично, что от него останется лишь крест на ее могиле…

Ключевое в постановке – игра актеров. Слезы в глазах Матрёны (Елена Михайлова) и пот на лбу Игнатича (Александр Михайлов) – все взаправду, все перед ошарашенной публикой, все как в жизни героев. Елена и Александр «пропитывают» текст Солженицына своим актерским даром и «вкладывают» в сердца и души зрителей.

«Это произведение вечное. Оно будет актуально всегда, потому что речь идет о внутренних человеческих страстях и выборе, который каждый делает перед своей совестью», – говорит о главном Александр Михайлов, исполнитель роли Игнатича.

Владимир Сабадаш.

Фото предоставила пресс-служба Театра имени Вахтангова

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x