Периодически мне — как и всем россиянам, да и не только россиянам, — звонят мошенники. Обычно я бросаю трубку, но иногда у меня бывает настроение и я их немного троллю. А иногда не немного. Привожу несколько своих диалогов за последние полгода. Часть оборотов и выражений подсмотрена в Сети. Потому что я не единственный любитель нахамить наглецу, позарившемуся на мои деньги. Есть и другие, и эти другие активно делятся опытом. И я тоже делюсь.
С вами говорят из полиции
Мошенник: Здравствуйте. Лейтенант полиции (Фамилия). В отделение Сбербанка обратился имярек с доверенностью на взятие кредита от вашего имени. Что вы можете сказать по этому поводу?
Я: Это мой любовник. (Рядом находятся родители мужа.)
Мошенник: Ваш любовник?
Я.: Да, я ему дала доверенность на кредит. У вас есть еще вопросы?
Мошенник: бип-бип…
Мошенница: Здравствуйте. Лейтенант полиции (Фамилия). Веду ваше дело. Вы догадываетесь, какое именно?
Я: Ну разумеется. А почему вы звоните именно мне? Все документы подписывал Толян, звоните ему.
Мошенница: Какой еще Толян?
Я: Ну раз вы ведете мое дело, вы должны знать, кто такой Толян, он там главный фигурант.
Мошенница (с нажимом): Это другое дело!
Я: Ах, так вы, видимо, звоните по делу о групповом изнасиловании? Но оно закрыто: все пятнадцать изнасилованных не имеют ко мне никаких претензий!
Мошенница (возмущенно): Да как вы со мной разговариваете!!! Я лейтенант полиции!!!
Я: А я крестная мать мафии Москвы и области!!! Вся столичная полиция у меня в кармане, захочу — в постовые пойдете, вы что, не знаете, кому звоните?
Мошенница: Вы что, издеваетесь?!
Я: А что с тобой еще делать? Конечно, издеваюсь!
Примечание. Девушка была ну очень наглой. Поэтому пришлось вывалить на нее три сценария сразу. И — да простит меня глубокоуважаемая столичная полиция!
Я устала, я ухожу
Мошенник: Здравствуйте. Служба поддержки МТС. Напоминаем вам, что ваш договор истекает завтра.
Я: Да, я в курсе.
Мошенник: Для того чтобы продлить контракт, вам необходимо подъехать в центральный офис.
Я: У меня подано заявление на переход к другому оператору. Именно поэтому договор и заканчивается. У вас должно быть это указано в моем личном кабинете, разве вы не видите моего статуса?
Мошенник: А можно узнать, почему вы решили перейти?
Я: Захотелось.
Примечание. Не является антирекламой. Никуда от МТС уходить не собираюсь в обозримом будущем. Сценарий основан на предположении, что мошенники не имеют доступа к личному кабинету клиента мобильного оператора и не могут видеть, в каком статусе находится договор в данный момент. Они получили базу номеров клиентов какое-то время назад — может быть, неделю, а может, и месяц. За это время действительно можно осуществить переход к другому оператору, приостановить действие договора — да много еще чего. Кабы мой оператор был «Билайн», я бы сказала, что ухожу в МТС. Ничего личного, главное — сбить мошенника с толку.
Хотите заработать?
Мошенник: Здравствуйте. Вы интересуетесь инвестициями?
Я: Да.
Мошенник: У нас для вас интересное предложение. Вы торгуете по нашим сигналам и переводите нам 15 процентов прибыли.
Я: Любопытно. А если будет убыток — вы мне его компенсируете?
Мошенник: Убытка по нашим сигналам не будет.
Я: Ха-ха-ха-ха!
Мошенник: Почему вы смеетесь?
Я: А почему вы звоните с таким предложением именно мне?
Мошенник: А кому вы бы посоветовали позвонить?
Я: Уоррену Баффету. Он, бедняжечка, всю жизнь торгует на бирже, считается самым умелым трейдером — и не знает, что есть сигналы, по которым не бывает убытка. Звоните ему, он вам за такое сакральное знание половину своих миллиардов отстегнет, клянусь своим портфелем! У него, у несчастненького, как раз недавно просадка была…
Мошенник: Здравствуйте. Вы интересовались инвестициями и общались с моими коллегами. (Как же, как же, помню, с этой конторой у меня регулярно возникают очень эмоциональные разговоры на повышенных тонах. Этот не стал исключением.) Можно ли узнать, к чему пришли, как у вас сейчас с инвестициями?
Я: Прекрасно! Регулярно получаю хорошую прибыль, с инвестициями у меня все хорошо.
Мошенник: Это замечательно, давайте мы с вами будем сотрудничать.
Я: Охотно! Давайте я вам вышлю свой прайс-лист.
Мошенник: Что?!
Я: Доступ в телеграм-канал с аналитикой, четкие сигналы на открытие позиций, разработка торгового робота конкретно под ваш портфель.
Мошенник: Простите, а на каком эшелоне вы торгуете?
Я: Голубыми фишками.
Мошенник: Не понял…
Я: Ну голубые фишки.
Мошенник: Первый эшелон?
Я: Да. (Голубые фишки и первый эшелон — это синонимы.)
Мошенник: А вы что, не знаете, что они сейчас тянут весь рынок вниз?
Я: А вы что, не знаете, что можно вставать в шорт?
Мошенник: Простите, это что?
Я: Ну шорт, когда рынок падает, трейдеры встают в шорт.
Мошенник: А, короткие позиции? (Опять-таки: шорт и короткие позиции — синонимы.)
Я: Ну да. Впрочем, я не знаю, что там у вас падает, у меня в этом месяце прибыль была в лонге, и как раз на голубых фишках.
Мошенник: А вы разве не слышали о медвежьей ловушке?
Я: Слышала. Но из нее прекрасно можно выскочить по трейлинг-стопу.
Мошенник: Это что — такой индикатор?
Я: Нет, это тип заявки.
Мошенник: Что за трейлинг-стоп?
Я: Мои консультации стоят денег, давайте я вам вышлю свой прайс.
Мошенник: Ну вот вы говорите, что заработали в шорт…
Я: Нет, я сказала, что заработала в лонг, вы плохо меня слушали!
Мошенник: Слушайте, вы даже не знаете, что такое первый эшелон, как же вы можете заработать!
Я: Слушайте, вы даже не знаете, что такое трейлинг-стоп, о чем с вами говорить?
Мошенник: Удивительно безграмотный человек!
Я: Да считайте кем хотите, только звоните пореже и под настроение!
Примечание. Конечно, последние диалоги достаточно специфичны. Я не знаю, звонят ли с предложением начать инвестировать людям, которые этим вообще не занимаются. Мой номер, увы, находится в базе мошенников с пометкой «имеет брокерский счет», вот мне и названивают с «интересными предложениями».
Для ведения такого диалога надо владеть терминологией. Любопытно, что позвонивший мне человек владел ею очень плохо. Он не знал расхожие синонимы вроде «шорт = короткие позиции» и «первый эшелон = голубые фишки». Мало того, он предположил, что трейлинг-стоп — это индикатор, то есть математическая линия, нарисованная определенными формулами. Хотя слово «стоп» в названии прямо указывает на то, что это заявка на покупку или продажу ценных бумаг.
Зато мошенник попытался использовать примитивные психологические приемы (например, взять «на слабо»).
И последнее. Все подобные разговоры провожу редко — только когда есть боевое настроение и свободное время. Дело в том, что большинство мошенников «заточены» на то, чтобы продолжать разговор во что бы то ни стало. Заставить мошенника самого повесить трубку очень сложно. Во всех приведенных диалогах самостоятельно попрощался и повесил трубку только «полицейский» по звонку о кредите — сценарий с любовником. Теоретически можно было бы заставить повесить трубку и мошенника от мобильного оператора, но там мне просто было жалко времени, и я сама оборвала разговор. Инвестиционного мошенника заставить закончить беседу совершенно нереально. Он способен бесконечно расспрашивать об опыте торговли, о последних сделках, о балансе портфеля, о финансовом положении, о психологических установках, которые мешают заработать еще… о чем угодно. Поэтому с ними — только насилие.
А так лучше сразу вешать трубку, без разговоров.
Берегите себя и свои деньги.
На языке статистики
В феврале этого года ВЦИОМ провел опрос россиян по теме телефонного мошенничества. Оказалось, что с подобными звонками за последние полгода-год сталкивались 67 процентов россиян. В 2021 году этот показатель был меньше — 57 процентов. Чаще всего мошенники названивают жителям Москвы и Санкт-Петербурга — 85 процентов жителей обеих столиц сталкивались с этим явлением.
При этом полезный «выхлоп» для них невелик. Из числа столкнувшихся с телефонным мошенничеством понесли финансовые потери всего 7 процентов, при этом 3 процента оценили ущерб как незначительный, 4 процента — как значительный.
«Показатель остается неизменным на протяжении всего периода замеров, а это значит, что рост случаев телефонного мошенничества не конвертируется в рост числа пострадавших, попытки обмана граждан в большинстве случаев остаются безуспешными», – резюмируют аналитики ВЦИОМа.
С сайта https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/telefonnoe-moshennichestvo-monitoring
Яна Маевская.
Фото Yan Krukov / Pexels