Аномально теплый сентябрь в этом году изменил «правила жизни» в столице перелетных птиц, которые традиционно в начале осени отправляются из Москвы в более жаркие регионы.
Как рассказал орнитолог, доцент Московского городского педагогического университета Андрей Резанов, в этом году некоторые пернаты решили задержаться в столичном регионе примерно на неделю дольше, чем обычно.
По его словам, первыми, как правило, покидают Московский регион воздушные охотники, например черные стрижи, которые питаются воздушными насекомыми, а их активность в последний месяц лета заметно затухает.
– В августе улетают также некоторые славки, соловьи, камышевки. В сентябре собираются на юг кукушки, речные крачки, деревенские ласточки, мухоловки-пеструшки, сорокопуты-жуланы, варакушки, – сказал Андрей Резанов. – В октябре столицу традиционно покидает группа пернатых, к которым относятся коростель, чибис, полевой жаворонок. Теплое и долгое лето этого года сдвинуло сроки отлета пернатых примерно на неделю.
На самом деле, по мнению орнитологов, миграция птиц – это сложный механизм, который сформировался в процессе эволюции с учетом географических и климатических факторов. Сигналом, что им пора собираться в путь, прежде всего является изменение длины светового дня.
– В последние годы некоторые птицы либо стали задерживаться в городе, либо «сдают билеты» на юг и остаются в столице России зимовать, – объясняет ученый. – Не вся популяция, но отдельные особи «принимают решение» не тратить силы и время на рискованное путешествие. Например, белую трясогузку, которая является классической перелетной птицей, иногда можно встретить на зимовке в Москве. Исходя из данных о погоде в столице, можно сделать вывод, что инстинкт миграции в теплые края не является абсолютным, есть факторы, которые вносят коррективы в это поведение.
Любопытно, что поведение птиц, которые становятся синантропами, практически всегда так или иначе меняется. Например, огарь в природе гнездится в вымоинах берегов, в трещинах скал, дуплах деревьев и даже в норах и на скалистых обрывах. А в городе он выбирает чердаки – это заметное изменение гнездового поведения. Серая ворона в мегаполисе продолжает вить гнезда на деревьях, но не брезгует и антропогенным субстратом, например опорами ЛЭП.
– Зимовать в Московский регион более-менее регулярно прилетает порядка 20 видов птиц, – говорит Андрей Резанов. – Как правило, это гости из тундры, лесотундры и тайги. Например, чечетка, маленькая красивая птичка пуночка, зимняк, белолобый гусь, свиристели. В Атласе птиц Москвы отмечены случаи встречи зимой в столице серого сорокопута. Ряд птиц фиксируется в Москве эпизодически только в отдельные годы. Краснозобая гагара, белый аист, серый гусь, скопа, степной лунь, змееяд, орел-карлик, средний кроншнеп, серый журавль и некоторые другие – можно сказать, это редкие мигранты и залетные птицы, в Москве они «проездом», хотя их все равно отмечают.
Почему же перелетные птицы остаются на зимовку в Москве, вместо того чтобы следовать инстинктам и мигрировать? Причин тому может быть несколько. Во-первых, пищевая. Пернатые, способные питаться кормами антропогенного происхождения, убеждаются, что в городе зимой, как и летом, всегда можно чем-то набить себе желудок, а еще есть укрытия, да и в целом подходящая среда. В лесопарках вообще можно вести почти естественный образ жизни, плюс – кормушки под боком. А для водоплавающих условия в столице как в пятизвездочном отеле – незамерзающие водотоки и водоемы, температура в городе на пару градусов выше, да и «стол» пустым, как правило, не бывает.
Вторая причина – экономия сил. Перелет на тысячи километров – большие энергозатраты и риск не долететь. Надо отметить, что многие виды, которые осваиваются в городе, демонстрируют ту или иную степень приспосабливаемости.
Какие птицы куда могут долететь?
Маленькие птички во время миграции летят со скоростью в среднем 30 – 40 км/ч, крупные – 70 – 90 км/ч. Рекордсмен по дальности перелета – полярная крачка. Летя с Северного на Южный полюс, она преодолевает около 35 тысяч км. Порядка 12 тысяч км пролетает малый веретенник. Серый журавль способен проделать путь в 7 – 10 тысяч км, а белый аист – 12 – 13 тысяч км.
Летят птицы в среднем на высоте 1,5 – 2 тысячи метров, но по мере необходимости могут забраться и выше. Среди рекордсменов серые гуси, перелетающие Гималаи на высоте 9 тысяч метров, а также африканский сип, как-то столкнувшийся с самолетом на высоте более 11 км.
Если говорить о численности и форме стай, то журавли летят углом или клином, собирая в него десятки особей. На первую птицу ложится основная нагрузка, она прокладывает путь и рассекает воздух, отчего остальным легче лететь.
Гуси обычно летят некой дугой, а утки – цепочкой или шеренгой. Стая бакланов может насчитывать тысячи особей. Бывает, что стая летит за стаей, и между ними нет границ.
Ряд мелких птиц разных видов могут совместно кочевать, образуя смешанные скопления. Так им безопаснее останавливаться на кормежку. Несмотря на отсутствие четкой иерархии, у этих птиц все равно есть определенная связь между собой.
Справка «МП»
Всего в Москве отмечено порядка 270 видов пернатых. Около 100 видов пернатых предпочитают оседлый образ жизни, они, можно сказать, прописались в столице: вьют здесь гнезда и зимуют. Гнездовое поведение считается более консервативным. В составе птичьего сообщества бывают незначительные колебания. Иногда орнитологи регистрируют новоселов, желающих завести «жилплощадь» в Москве.
Мона Платонова.