Ах уж эта «Душечка»: три мушкетера русского мюзикла – Розовский, Дунаевский и Ряшенцев – замахнулись на Антона нашего на Чехова (12+)

В театре «У Никитских ворот» – премьера мюзикла «Душечка». Спектакль стал первой частью чеховского триптиха («Душечка», «Попрыгунья» и «Анна на шее»), который художественный руководитель театра Марк Розовский выпустил в нынешнем сезоне совместно с поэтом Юрием Ряшенцевым и композитором Максимом Дунаевским. Сей блистательный квартет, первым номером в котором выступает сам Антон Павлович Чехов, родил маленький шедевр.

Сочетание хорошего вкуса, глубокого ироничного текста, великолепной музыки, изящных стихов,  филигранной режиссуры и отменных актерских работ в нужных пропорциях – это и есть  «Душечка» в театре «У Никитских ворот». (Подобный спектакль и прорекламировать не грех!)

Нынешняя театральная постановка – не первая совместная работа Розовского, Дунаевского и Ряшенцева: в 1978 году соавторы создали кинокомедию «Д’Артаньян и три мушкетера», что уже потенциально позволяет зрителю оценить достоинства нового проекта.

Героиня спектакля Оленька Племянникова (Николина Калиберда), которую в городе за кроткий нрав называют душечкой, живет в Цыганской слободке, а во флигеле ее дома квартирует антрепренер Кукин. Кукина волнуют две проблемы: то, что приходится постоянно «плакать и платить» из-за дождей, мешающих зрителям посещать представления в его театре, и то, что вкусы публики заставляют вместо серьезных постановок бесконечно ставить «балаган».

Влюбившаяся в яркого и творческого соседа, Оленька выходит за Ивана Кукина замуж и буквально растворяется в супруге: она живет интересами Ванечки, одевается в соответствии с его вкусами, говорит его фразами, и самым главным для нее становится его театр.  Разделяя дело жизни мужа, Оленька сидит за кассой, следит за работой буфета, ревниво контролирует поведение актрис.

Подобное «растворение» будет происходить и во втором браке Оленьки – с управляющим лесным складом Василием Пустоваловым, Васечкой. В ее лексиконе появятся слова «балка», «кругляк», «лафет», и Оленька окунется с головой в мир цифр, тарифов на лес и процентов.

Та же самая история повторится и в третьем ее «гражданском» союзе, теперь уже с полковым ветеринаром Владимиром Смирниным, «Володичкой». Разговоры барышни начнут крутиться вокруг грамотного ветеринарного надзора и необходимости заботы о домашних животных.

Бытует мнение, что Антон Павлович Чехов женщин не любил. Что он всегда тонко иронизировал над их умственными и природными особенностями. В данном случает над способностью Душечки легко заменить Ванечку на Васеньку, а Васеньку на Володичку.

Но гениальность Душечки как раз и заключается в том, что ее самым сильным свойством является редчайший Божий дар — любить и растворяться в любимом человеке, забывая себя. Чеховская ирония над этой древней и врожденной особенностью любой  женской натуры сегодня воспринимается столь же забавно, как смотрелась бы его ирония по поводу врожденной потребности мужчины таскать в дом мамонтов или с дубинкой охранять собственную территорию. Что в мужском характере остается неизбывном на протяжении тысячелетий.

Вообще-то Душечку не понимали многие великие умы. В том числе и в девятнадцатом веке, когда жил сам Антон Павлович Чехов. Максим Горький, например, называл ее «серой мышью» и «кроткой рабой», которая «умеет много любить, но по-рабски», которую «можно ударить по щеке, и она даже застонать громко не посмеет».

Не особо понимали Душечку и в веке двадцатом: в советские годы Оленька считалась символом бездуховного приспособленчества. Ульянов-Ленин, например, по ее поводу писал так: «Милая социал-демократическая душечка! В чьих-то объятиях очутишься ты завтра?»

В нынешнем, двадцать первом веке многим постановщикам тоже далеко не всегда удается глубоко проникать в этот образ. Например, в Питере в Театре Ленсовета в свое время шел спектакль, где Душечка, утратив свою простоту и очарование, манерно прогуливалась по вокзалу на глазах трех похотливых мужчин, а потом, вскакивая на гигантские качели, выкрикивала в зал монолог Нины Заречной, утверждая, что она – «мировая душа». Каково?!

Розовский привнес в свой спектакль совершенно иную ноты, акценты и мысль о том, что для Душечки, как для всякой истинно любящей женщины, величайшее наслаждение – повторять слова любимого человека, жить его мыслями,  жить любимым даже в его отсутствие. Постановщику удалось психологически тонко, бережно показать всю хрупкость, силу и очарование чеховской героини. В подаче постановщика Душечка – уникальное зеркало, отражающее того, кто в него смотрится. В итоге героиня в исполнении актрисы Николины Калиберды подтверждает простую истину: любящая женщина перевоплощается в любовь, возрождается ею и ею же живет.

В спектакле самобытны, разнообразны и интересны и три главных мужских образа. Народный артист России Валерий Шейман наделяет своего Кукина яркими чертами публичного человека, занимающегося театром. Его герой буквально лучится, купаясь в море женского восхищения, живо реагирует на женские прелести и одновременно умудряется решать серьезные  административные проблемы.

Василий Пустовалов в исполнении Юрия Голубцова – человек деревенский, основательный, хорошо разбирающийся в своем деле. С его появлением Оленька впадает, словно в «неслыханная ересь», в природную деревенскую простоту в лучших ее проявлениях.

Прямолинейный полковой ветеринар Смирнин (Станислав Федорчук) способен и лошадь на скачках загнать, и  «стреножить» Оленькину способность не к месту влезать в разговоры мужчин, а также засеять в ней идею, что институт брака себя изжил.

Все трое Оленькиных избранников великолепны по-своему. И каждый раз Душечка меняется в зависимости от того, с кем сводит ее судьба, не меняясь в своей главной сути: героиня «течет» по жизни, как река, влекомая вперед великим магнитом Любви. Она лишь отражает в своих водах каждого, кто глядится в нее. В этом смысле героиня напоминает кошку, которая гуляет сама по себе: не случайно, когда мужчины из жизни стареющей Оленьки пропадают вовсе, она находит себе новый объект любви – маленького Сашу. Без мужчин она прожить может вполне, без любви – нет. Смыслом жизни Оленьки становится забота о мальчике: она провожает его в гимназию, учит с ним уроки, защищает от порывистых нападок отца.

В спектакле театра «У Никитских ворот» принимают участие замечательные артисты Ирина Морозова, Арсений Тарасенко, Алёна Асецкая, Татьяна Дьяченко, Александра Клюшина, Светлана Лапина, Мария Тимофеева, Степан Лузянин, Владимир Морошан, Николь Осыченко, Фёдор Попов, Дмитрий Пугачёв, Богдан Ханин.

На сцене работают музыканты Татьяна Смольская, Павел Баталин, Валерия Храмова-Богоявленская, Михаил Стойко   и Анна Лущекина. Отдельное восхищение вызывают танцевальные сцены с элементами варьете.

«Душечка» у Розовского – это  вовсе не гала-зрелище. Это интимный, человечный спектакль с тонкими музыкальными номерами, с лирической нотой и легким вхождением в чеховские настроения, с блистательно выписанными характерами и несколькими «опасными»  наблюдениями для женщин. Чехов действительно хорошо знал слабости женского пола и умел живописать их, как никто другой. Поэтому Лев Толстой и написал, что, вопреки авторским намерениям «посмеяться над существом Душечки», «поэт-художник» бессознательно возвеличил свою героиню. Возвеличил, воспев этим образом святость женской любви.

Елена Булова.

Фото автора

Добавить комментарий