«На всякого мудреца довольно простоты» – эти слова вполне могли бы стать эпиграфом к спектаклю «Игроки» по пьесе Н. В. Гоголя в постановке Альберта Хасиева, которым на днях порадовал зрителей столичный Театр сатиры.
«Игроки» – незаконченная работа Николая Васильевича Гоголя, в которой автор до последнего сохраняет интригу, кто же из героев кого водит за нос и кто именно окажется в итоге в дураках.
Действие спектакля разворачивается в течение одного дня в трактире заштатного городишки. Провинциальный шулер Ихарев (Альберт Хасиев) правдами и неправдами стремится в столичное общество, но светская среда ему явно не по карману. Человек, не лишенный талантов, он создает уникальную колоду, позволяющую Ихареву видеть насквозь карты партнера и в результате выигрывать крупные суммы. Груды призрачного золота уже мерещатся и туманят ум, герою кажется, что никто не сможет победить его за карточным столом.
Только вот на любого шулера всегда найдется еще более ловкий шулер, а то и целая артель… Герой становится жертвой изящной многоходовки такой вот артели, задавшейся целью обыграть кого-нибудь по крупному. Троица Швохнев (Игорь Лагуткин), Кругель (Кирилл Анисимов) и Утешительный (Сергей Климов) приглашают Ихарева в свою компанию, предлагая разорить помещика Глова-старшего (народный артист России Юрий Васильев). А зритель, чувствуя подвох, до конца действия мучается вопросом, кто же кого в итоге оставит с носом.
Реальность, как водится, оказывается интереснее прогнозов: люди, случайно встретившиеся Ихареву в трактире в течение злополучного дня, оказываются фигурами сложной многоходовой комбинации, призванной лишить шулера всех выигранных ранее денег.
Чиновник Замухрышкин, Глов-младший, Швохнев, Кругель и Утешительный – члены одной шайки-лейки, такие же отпетые мошенники, как и сам главный герой. И вот уже обманутый Ихарев «готов сойти с ума – как это все было чертовски разыграно, как тонко». Он рвет на себе волосы от мысли, что всегда у него «под боком тут же отыщется плут, который тебя переплутует, мошенник, который за один раз подорвет строение, над которым ты работал несколько лет». Такая уж надувательная земля!
Пластическое решение является самостоятельным действующем лицом этого удивительного спектакля. Каждая сцена, благодаря решению режиссера Альерта Хасиева и хореографии Албертса Альбертса, приобретает дополнительный объем и нюансы, выдающие скрытые мотивы игроков.
На эту же задачу работает и точная сценография Андрея Климова, опорными точками которой служит целая система дорожных чемоданов, чемоданищ и чемоданчиков. А также гигантский карточный овальный стол, который, словно алчное живое существо, начинает сразу же тянутся (и ехать) к тому, кто поддается соблазну взять в руки колоду карт.
Таинственная атмосфера интриги, детектива и экзистенциальные мотивы происходящего подчеркивает гигантский сундук, который выезжает на сцену время от времени. Из него валит пар и словно чертики из табакерки выпрыгивают новые герои спектакля. Из окошек сундука появляются руки, загребающие внутрь деньги. Из недр является великолепная Аделаида Ивановна (актриса Янина Студилина) – чаровница в наряде восточной красавицы, символизирующая крапленую колоду карт в сознании главного героя. В финале она же становится Коломбиной – застывшей статуей на надгробье горемыки Ихарева, погребенного в мрачном сундуке. Сей странноватый предмет пополняет кладбище таких же огромных чемоданов, которых набирается на целый склад и стена из которых уходит куда-то ввысь, под колосники сцены.
Гоголевскую фантасмагорию великолепно воплощают на сцене артисты Максим Финогенов (Глов-младший), Тимур Тихомиров (Алексей) и Станислав Буров (Гаврюшка).
Отдельного разговора заслуживает работа народного артиста России Юрия Васильева в роли помещика Глова-старшего. Сцена с его участием так точна и многопланова, что зритель совершенно сбит с толку и не в состоянии догадаться, что перед нами не убитый беспокойством за сына отец-помещик, а искусный мошенник, мастерски владеющий техникой перевоплощения. Плута выдает разве что виртуозное обращение с двумя колодами карт, неизменно хранящимися в его карманах.
Не может оставить равнодушными зрителей и изумительная работа заслуженного артиста России Андрея Анкудинова в роли Замухрышкина. Анкудинов предъявляет зрителю абсолютно новые актерские краски и предстает перед нами таким, каковым мы его еще не видели ни в одной из ранее сыгранных ролей. Он мил, расчетлив, комичен, дотошен, обаятелен, способен вызвать бешенство и умиление одновременно. Изображая почтенного чиновника, прожженный старый плут Замухрышкин виртуозно разводит игроков на деньги, умудряясь при этом опустошить бокал вина размером с бутыль шампанского, и разжиться нарядным ковром и целым гардеробом добротных вещей.
Во всех сценах спектакля в лучших традициях гоголевской комедии махровым цветом расцветают человеческие пороки. Сребролюбие, игромания, зависть, ложь, тщеславие, высокомерие правят бал на этом горьком и одновременно забавном пиру жизни.
Режиссер Хасиев, сумевший ловко приправить традиционный психологический русский театр новейшими театральными приемами, предлагает зрителю попристальней вглядеться в себя и ответить на вопрос, в какой мере наше собственное человеческое счастье зависит от высокого достатка. Действительно ли спокойствие души является основной золотой валютой или все-таки денежные купюры в казино жизни более соблазнительны?
Елена Булова.
Фото предоставил театр