100 лет Театру сатиры: век театральных безумств

Театр сатиры с размахом, «грандиозно, празднично и с любовью» отмечает свой столетний юбилей. К этой дате режиссер Виктор Крамер выпустил спектакль « Век Сатиры.Театральное безумство в сердце Москвы» 12+, ставший самой ожидаемой премьерой сезона.

По сути дела, этот спектакль   —  импровизированный концерт, в котором на сцене сошлись все поколения артистов театра. Достигнуто это было, разумеется, с помощью магии (и  чуть-чуть с помощью современных спецэффектов).

Из-за кулис, из зрительного зала,  из дверей, ведущих в фойе и в цеха, появились Духи театра, своими белоснежными балахонами напоминающие знаменитые вахтанговские маски, ну, или белоснежных ангелов. Они исследовали историю Театра сатиры от А до Я, и каждой букве нашлось свое уникальное место в едином театральном организме.

А начинался спектакль, собственно, с буквы С, на большом изображении которой на сцене появилась видеопроекция разговаривающего с нами Андрея Миронова. Зал, естественно, взорвался  аплодисментами, а Андрей Александрович прервал их (так всегда было и при его жизни) ироничными словами: «А чего вы хлопаете? Я еще ничего не сделал!»

Этот театральный ход – диалог ушедших из жизни актеров с экрана с коллегами на сцене – лег в основу всей постановки, что создало ощущение присутствия Мастеров рядом и подчеркнуло связь поколений, которая никогда в Театре сатиры и не прерывалась. Здесь чтут, помнят и любят людей, создавших славу коллектива, считают их небожителями.

Небожительство Андрея Миронова, Александра Ширвиндта, Веры Васильевой, Романа Ткачука, Юрия Авшарова было прицельно подчеркнуто сценой, в которой молодые ныне здравствующие работники театра, словно ангелы над сценой, пропели хвалебную оду своим кумирам. Кумиры же являлись в клубящихся облаках дыма на огромном экране, произнося отдельные реплики из «Безумного дня, или Женитьбы Фигаро», поставленного Валентином Плучеком в 1969 году.

Не менее симпатично была решена и сцена, в которой герой Анатолия Папанова с экрана заставляет зал петь знаменитую «Ласточку» из  спектакля «Маленькие комедии большого дома» по пьесе Аркадия Арканова и Григория Горина. В итоге левая часть партера с удовольствием соревновалась с правой, кто громче пропоет «тум-ба-па», партер соревновался с галеркой, а в финале прозвучал мощный радостный общий хор, солистом которого с экрана выступил  сам Папанов. Анатолий Дмитриевич, наверное, был бы счастлив такой изумительной слаженностью, которой его герой упорно добивался в спектакле, вечера напролет тренируя хоровой кружок при ЖЭКе.

Пел зал, кстати, под живое сопровождение оркестра под руководством артистичного дирижера Андрея Рубцова, наблюдать за которым было особым удовольствием.

Большая часть спектакля была посвящена великим Актрисам. Алёна Яковлева блистательно прочитала монологи о них, подчеркнув характерность и «штучность» каждой. Татьяна Пельтцер, Ольга Аросева, Вера Васильева, Нина Архипова, Рина Зелёная буквально «ожили» в подаче Алёны Юрьевны.

Татьяну Пельтцер, «поэму, а не женщину, самую яркую индивидуальность, саму непосредственность и озорную хулиганку»,  называли в СССР не иначе как «баушка русского театра». Никто не помнил ее роли в молодом возрасте, но все любили и обожали ее работы на склоне лет. Эта хулиганистая «баушка» могла запросто  крепким словцом пригвоздить к позорному столбу молодого режиссера Марка Захарова, могла поскандалить или, напротив, лихо покутить.

— Баушка, выпьешь рюмочку?

— Я уже в том возрасте, когда два раза предлагать не надо! — Алёна Яковлева точно воспроизводит слова Пельтцер в присущей Татьяне Ивановне чуть скрипучей манере. Зал – в полном восторге!

Перед нами проносятся неповторимые скороговорки-монологи Рины Зелёной, не поддававшиеся никакой логике.

Утонченная, воздушная, нежная Вера Васильева предстает человеком сложной судьбы «со своими грехами, падениями», о которых она сама поведала в последнем спектакле «Вера».

Невозможно не восхищаться самоиронией грозной Ольги Аросевой, человека, истово преданного театру, самостоятельно делающей на сцене сложнейшие трюки (она окончила цирковое училище). Перед Аросевой трепетали  даже монтировщики, причем трепетали настолько, что свои косяки искупали дружным выстаиванием на коленях перед королевой сцены.

…После смерти звезды от нее еще долго исходит свет. Он идет к нам сквозь пространство и время и дает жизнь новым планетам, новым мирам и новым звездам. Свет звезд легендарного Театра сатиры действительно согревает души: ежедневно на телеэкране мы встречаем в фильмах наших кумиров – Александра Ширвиндта, Михаила Державина, Зиновия Высоковского, Георгия Менглета, Виктора Байкова, Юрия Авшарова и многих-многих других. Снова и снова  вместе с их героями  переживаем, радуемся, плачем. А в минуты грусти, как в детстве, верим, что в наше окошко  обязательно влетит упитанный веселый человечек с моторчиком за спиной и уверенно произнесет: «Спокойствие, только спокойствие! Дело-то житейское».

Кстати, изображение Спартака Мишулина в роли Карлсона, на огромном надувном воздушном шаре, действительно в этот вечер парило над зрительным залом.  А на сцене в это время «зажигала» непредсказуемая восьмидесятилетняя рокерша – Нина Корниенко, одна из старейших актрис театра. Вместе с ансамблем она с электрогитарой в руках  исполнила песню «Проснись и пой» из одноименного спектакля Марка Захарова и Михаила Ширвиндта.

Глядя на ее невероятную энергию, ловишь себя на мысли, что все-таки Театр сатиры был, есть и будет оставаться непредсказуемым, пока в нем работают вот такие сумасшедшие, безумно талантливые и влюбленные в свое дело профессионалы.

Чего мы искренно желаем любимому театру и поздравляем с праздником дорогих артистов!

Елена Булова.

Фото автора

Добавить комментарий