«Мещане» – пьеса, глубоко укорененная в русской литературной традиции

«Мы пытаемся найти в «Мещанах» сегодняшний нерв и довести до крайности противоречия, которые, возможно, существуют в нашем обществе. Мы стремимся через любовь вскрыть социальную драму Горького, вдыхая в нее поэзию. Когда распадающаяся связь времен заставляет людей, как героев Шекспира, подниматься на уровень высокой трагедии», – сказал о главном Павел Сафонов, режиссер постановки в Московском театре «Современник».

«Известный сюжет: глава семейства обеспокоен судьбой своих детей. Он не может понять, почему сын мается без дела, а дочь не выходит замуж. С момента написания прошло больше 120 лет, а текст звучит так, что даже адаптировать не пришлось» – так кратко можно описать то, что сделал Сафонов и актеры «Современника».

В интерпретации Павла Сафонова каждый видит «сильную духовную связь зрителя с актуальностью Горького, которая окунает в глубокое познание настоящей жизни». Режиссер спектакля искусно акцентирует внимание на вечной теме конфликта поколений: «Родители пытаются передать своим детям ценности, которые для них кажутся единственно правильными. Дети, напротив, стремятся освободиться от родительского влияния, утвердить свои взгляды и выбрать собственный путь».

«Эти противоречия есть в каждой семье. Родители когда-то сами восставали против старшего поколения, а теперь они получают те же вызовы от своих детей. Горький удивительно тонко описал эту борьбу – она вечна и неизбежна», – сказал в беседе с журналистами Сергей Юшкевич, воплотивший в премьерной постановке образ Бессеменова так проникновенно, что «вышибал» слезу даже у мужчин.

Помимо Юшкевича, в спектакле заняты Александр Балуев, Татьяна Корецкая, Марина Хазова, Николай Новосёлов, Виктория Романенко, Иван Стебунов, Даниил Попов, Вероника Амирханова, Сергей Гирин, Марина Лебедева, Олег Феоктистов, Алёна Бабенко, Владислав Ница и Елена Плаксина.

«Мы не просто ввели нового актера. Мы пересмотрели материал, переосмыслили каждую сцену. Сергей Юшкевич принес в образ Бессеменова свои краски, свою эмоциональность. Это настоящее обновление, которое дает спектаклю вторую жизнь» – так объяснил режиссер «обновление постановки» в связи с заменой исполнителя главной роли – Бессеменова, Александр Балуев покинул проект.

Режиссер Павел Сафонов и художник-постановщик Максим Обрезков создают пространство, которое максимально погружает зрителя в атмосферу пьесы: дом Бессеменовых становится своего рода «микрокосмом, где сталкиваются старое и новое, традиции и стремление к переменам».

Конфликт между Бессеменовым и его детьми на сцене «Современника» – это «препарация» болезненных процессов, происходящих внутри любой семьи: жизнь и судьба, любовь и ненависть, страх и непонимание, добро и зло, благодетель и предательство. Все это заставляет задуматься каждого сидящего в зале.

«Мещане» Максима Горького были написаны в прошлом веке, проблемы, затронутые автором, не теряют актуальности, что и показывает премьера в «Современнике» – люди, как известно, не меняются.

«Сергей Юшкевич, вдохнувший в роль Бессеменова новую жизнь, оставляет глубокое впечатление, заставляя сопереживать и спорить с его героем. В то же время работа Павла Сафонова демонстрирует редкое мастерство – сохранить классический текст, придав ему свежий смысл» – таковы итоги просмотра обновленной версии «Мещан» коллеги по премьере.

Проблема отцов и детей касается каждого – столкновение мировоззрений, ценностей, ожиданий и разочарований знакомо любому зрителю, пришедшему в театр за ответами на вопросы бытия.

Светлана Юрьева.

Фото предоставила пресс-служба «Современника»

Добавить комментарий