В Театре имени Моссовета – премьера спектакля «Монолог на двоих».
В новой постановке Андрея Максимова роли исполняют актрисы Ольга Кабо и Марина Кондратьева. Ранее на этой же сцене Максимов поставил спектакль «Гроза прошла», в котором та же Марина Кондратьева работает в партнерстве с замечательными заслуженными артистами России Игорем Карташёвым и Валерием Ярёменко.
«Монолог на двоих» – спектакль авторский, потому что Андрей Максимов выступает в нем еще и автором пьесы и сценографом. Всего в его арсенале порядка двух десятков собственных пьес, некоторые из них шли в Театре Вахтангова, Театре Маяковского, «Школе современной пьесы» в столице и в других городах страны.
«Монолог на двоих» – история о любви в нашем сумасшедшем мире. Две женщины в офисе некой рекламной фирмы «Путь к счастью» выясняют отношения, претендуя на сердце мужчины. Создатели спектакля удерживают внимание зрителя не только за счет прекрасных актерских работ, но и за счет крутых поворотов сюжета, в котором свежие обстоятельства по мере продвижения от пролога к эпилогу появляются, словно чертики, из загадочной шкатулки жизни.
По мнению героинь «Монолога на двоих», все женщины делятся на тех, от кого мужчина ушел, и на тех, к кому он примкнулся. То есть, говоря другими словами, на хищниц и жертв. Одну из таких жертв, Валентину, Ольга Кабо и играет.
Валентина кругами ходит вокруг соперницы, «офисной акулы» Ирины (Марина Кондратьева), пытаясь разглядеть, что же мужчины находят в подобных «бизнесвумен». Пытается Валентина попутно понять и то, что, собственно, чувствуют женщины, уводя чужих мужчин. Купающаяся в воспоминаниях, своей разрушительной «составляющей» в рухнувших отношениях Валентина вообще не замечает. Хотя Ирина тычет ее буквально носом в суть проблемы: «Мужчины – не козлы на веревке, которых можно увести. Они уходят сами от кого-то и сами приходят к кому-то». Этим умозаключением здоровый взгляд на проблему у Ирины, увы, заканчивается: будучи хозяйкой фирмы «Путь к счастью», она живет в сугубо деловом мире, и за рассуждениями ее стоит, увы, не уважение к сильной половине человечества, а видение в мужчине лишь собственного очередного «бизнес-проекта».
Знаете ли вы в спектакле на двоих что-нибудь эффективнее, чем интересный сюжетный поворот? Твистами – зигзагами, которые буквально переворачивают с ног на голову все предыдущее повествование, всевозможными откровениями и разговорами по душам, промежуточными неожиданными концовками эта театральная история Андрея Максимова «нашпигована» до предела. Постановщик настойчиво использует прием «монтажа экстремальных ситуаций» для того, чтобы сломать монотонность, снизить градус пафосности заключений типа «думайте о душе», показать объем страданий, радости, коварства, наивности, лицемерия, глупости, нежности, которым обладает каждая из героинь. Максимову это удается (иногда даже с перебором): зрители за полтора часа неоднократно чувствуют себя обманутыми, сбитыми с ног, расстроенными, удовлетворенными, удивленными, словно несутся по виражам «американских горок».
Разнообразные костюмы героиням придумала Виктория Севрюкова, считающая «Монолог на двоих» «невероятным женским актерским бенефисом». Художник убеждена, что главной победой спектакля является «безбашенная смелость актрис высокого возрастного класса, когда не опасно быть некрасивой, а опасно быть не настоящей».
В постановочную команду спектакля также вошли хореограф Татьяна Василишена и художник по свету Нарек Туманян. В постановке звучит романс Екатерины Максимовой на стихи Марка Максимова.
Елена Булова.
Фото автора