Алексей Гуськов: «Злой город» – фильм о людях, которые остаются верными своим принципам (12+)

30 января в прокат выходит масштабный исторический фильм «Злой город» режиссера и продюсера Константина Буслова, известного зрителям по картинам «Авантюристы», «Калашников» и «1941. Крылья над Берлином».

В главной роли снялся артист Вахтанговского театра Алексей Гуськов.

Сценарий Вадима Голованова относит зрителей в далекий 1238 год. Многочисленное войско Золотой Орды  в течение двух месяцев атакует маленький русский город Козельск. Тысячи погибших монгольских воинов и использованных осадных орудий, а город все стоит и стоит, показывая врагу несокрушимость и твердость русского духа. Раздосадованный хан Батый повелевает навеки забыть его название – Козельск – и отныне именовать «злым городом».

Надо сказать, что процесс съемок подобных исторических масштабных фильмов сам по себе достоин отдельного разговора. Для этой картины Козельск – такой, каким он был в XIII веке, – оказался выстроенным с нуля из натуральных материалов, включая цельное дерево. На натурной площадке появились не просто отдельные улицы, не просто картонные фасады домов, поддерживаемые сзади фанерными балками, как часто практикуется в кино, а реальный  город, который мог бы вполне стать жилым. После окончания съемок декорация, разумеется, будет использоваться другими съемочными группами, и впоследствии она превратится в кинокластер.

Актеры, занятые на сложном проекте, начали тренировки аж за два года до начала съемок: им надо было освоить боевые искусства, работу с мечами и верховую езду. Особое внимание режиссер Буслов уделил сложным боевым сценам, в том числе с применением редкого оружия, например совни.

Группа во время съемочного периода подверглась непростым испытаниям. Съемки проходили в условиях экстремального холода, когда отметка термометра падала  до -30°C. Несмотря на это, многие актеры работали в тонких костюмах. Чтобы смягчить условия работы, на съемочной площадке использовались самые современные грелки, приспособленные для кинопроцесса.

Суровые условия, конечно же, сплачивают: актеры Владимир Любимцев и Александр Метелкин, исполняющие центральные роли, признаются, что стали друзьями на всю жизнь.

Подобные фильмы, как правило, требуют огромного количества массовки. Для  массовых сцен на «Злом городе» ежедневно гримировали и одевали до 300 человек одновременно, и гримеры начинали работу около трех утра. Для актеров массовых сцен часто использовались готовые парики, которые адаптировались и перешивались вручную. Бороды делались из волос буйвола, чтобы они сохраняли форму даже в экстремальных погодных условиях, например в мороз.

Для создания внешнего образа уникальных персонажей использовались сложные элементы пластического грима. Например, ожоги и шрамы на лицах моделировались вручную. Что совсем удивительно, даже цвет глаз некоторых героев менялся с помощью линз.

Для масштабного исторического проекта было создано порядка 1000 оригинальных костюмов. Реквизит готовился специально. Например, ножны для мечей Ратши (персонаж Алексея Гуськова) разрабатывались таким образом, чтобы подчеркнуть его способность владеть двумя мечами одновременно. Для русичей кольчуги делались с использованием холодных тонов, одежды монголов же выполнялись в теплых оттенках охры и меди.

«Злой город» – масштабный проект, ставший для создателей настоящим творческим вызовом во всех отношениях, базируется он на глубоким исследовании исторической эпохи, человеческих характеров и морального выбора.

– Исторические фильмы, —  говорит продюсер и режиссер фильма «Злой город» Константин Буслов, – это способ сохранить память о прошлом. Наш фильм рассказывает правдивую историю, которая важна для понимания  культуры. Мы старались сделать всё максимально достоверно: от декораций до костюмов. Но хочу напомнить, что фильм художественный. Как любое художественное произведение, он создан по определенным законам — жанра, драматургии, структуры сценария, возможных допусков с точки зрения последовательности изложения конкретных исторических событий, сезонности. Многие персонажи «Злого города» придуманы для художественных целей, но в целом героическая оборона Козельска 1238 года подана и рассказана в фильме очень реалистично.

Этот проект для меня не просто кино, очень хочется, чтобы зрители, особенно молодежь, узнали больше о нашей культуре и героях, которые боролись до последнего за свои идеалы. А началось все, как всегда, со сценария. История о том, как маленький русский город Козельск встал на пути у целого монгольского войска во главе с ханом Батыем, движущегося на Русь, зацепила  своей цельностью, разнохарактерностью персонажей, их отвагой и жертвенностью и, если говорить про форму сценария, его многофигурной структурой и многозадачностью. Я люблю такие конструкции. Они сложны с точки зрения режиссуры и интересны в поиске решений как художественных, так и производственных. Ранее у меня были исторические проекты, но такая сложнопостановочная картина огромного масштаба – впервые. Хотелось с головой окунуться в эту эпоху, разработать, придумать и снять эту значимую историю интересно и внушительно.

– Я увидел у Кости Буслова, – говорит  артист Алексей Гуськов, исполняющий главную роль, – огромную амбицию. Он этой картиной что-то очень важное доказывал и себе, и нам. Поэтому на площадке у него была абсолютная беспощадность к себе и очень большая требовательность. И этой амбиции на съемках хотелось соответствовать. Этот фильм не только о героях прошлого, но и о нас сегодняшних. Он про то, как важно стоять за своих близких, за свой дом, за свою землю. А главное — он о людях, которые, несмотря на страх и боль, остаются верными  принципам.

Актриса Полина Чернышова делится соображениями о том, как изменилось ее восприятие события в процессе съемки.

– Изменилось вообще наше восприятие масштабов за века,  – говорит Полина Чернышова. – Город Козельск, который когда-то считался значительным и сыграл огромную роль в истории, сегодня выглядит как небольшой хутор в сравнении с гигантскими современными мегаполисами, такими, как Москва. Однако его значение остается неизменным: это место, где маленькая община, оказав героическое сопротивление, вписала свое имя в историю.  Козельск остался не просто точкой на карте, сегодня про него кино снимают.

– Я хотел, – подводит итог Константин Буслов, –  чтобы зрители почувствовали, как важно быть сильным и верить в добро, даже когда кажется, что все вокруг рушится. Это не просто фильм про битвы, это фильм про людей, которые оставляют след в вечности. «Злой город» напоминает, что даже в самые темные времена свет надежды никогда не гаснет. Это история, которая вдохновляет верить в себя, в добро и в то, что жизнь всегда продолжается. Обязательно посмотрите на большом экране!

В картине снимались актеры Алексей Гуськов, Александр Метелкин, Леонела Мантурова, Алексей Шевченков, Алексей Розин, Максим Белбородов, Полина Чернышова, Владимир Любимцев, Артём Волобуев, Аглая Шиловская, Дмитрий Куличков, Сергей Баталов и др.

Елена Булова.

Фото предоставлены PR-службой картины

Добавить комментарий