Пушкин, которого мы не знаем: Марина Могилевская поставила спектакль о малоизвестных страницах биографии великого русского поэта

Свершилось: в самом центре Москвы, в комплексе «Красный Октябрь» на Берсеневской набережной, 8, с. 1, открылся Арт-центр ИСИ.

С момента  создания и на протяжении 33 лет жизни Института современного искусства педагоги и выпускники ИСИ мечтали о том, что у них будет собственная арт-площадка, на которой молодые артисты смогут представить то, чему им удалось научиться. Мечталось, что эта арт-площадка станет камертоном и мерилом того, что ИСИ считает современным театральным, музыкальным, художественным творчеством.

Мечты сбываются. Теперь в новом пространстве Арт-центра на «Красном Октябре» будут идти спектакли ИСИ разных жанров – оперные, танцевальные, мюзиклы, драматические постановки, будут проходить выставки и работать лекторий.

А открылся новый арт-центр удивительным спектаклем «Пушкин. В поисках любви», автором и режиссером которого выступает блистательная актриса, режиссер, заслуженная актриса РФ Марина Могилевская.

Бесконечно любя поэзию Пушкина, работая над пьесой и изучая часами архив, Марина Могилевская пыталась понять, почему среди сотен стихотворений, посвященных женщинам, в творчестве Пушкина нет ни одного, посвященного матери. Не давал ей покоя и вопрос, почему Пушкин за свою короткую 37-летнюю жизнь участвовал в 29 дуэлях – ведь это по одной на каждый зрелый год жизни? Почему при сумасшедшей популярности Пушкина на похоронах великого русского поэта присутствовало всего лишь три человека и похоронен он был не на «Литераторских мостках» в центре Санкт-Петербурга, а в глухой провинции? Ну и наконец, то, что знают совсем уж не многие, – почему Пушкин был приговорен к смертной казни посмертно, уже будучи убитым на дуэли Дантесом? А вот сам Дантес, убивший Пушкина роковым выстрелом, был императором помилован и выдворен из страны?

Вместе с Мариной Могилевской зритель на спектакле открывает для себя новые, невероятные, драматичные подробности ушедшей эпохи. Открывает такую «неслучайность и беспощадность происходящего», что это существенно ломает сложившийся образ времени и самого Пушкина. Малоизвестные факты, которые драматург приводит в своем спектакле с конкретными  ссылками на подлинные источники (что особо ценно в подобной пьесе), недвусмысленно указывают на того, кто был подлинным убийцей Александра Сергеевича, в чьих руках Дантес оказался всего лишь игрушкой и орудием мести. Но все – по порядку…

Спектакль «Пушкин. В поисках любви» чем-то отдаленно напоминает знаменитую ленкомовскую постановку Марка Захарова «Диктатура совести» 1988 года.

И там и тут потомки, а в данном случае – почитатели таланта великого русского поэта, совсем еще молодые ребята, пытаются разобраться в произошедшем. Пытаются разобраться в обстоятельствах жизни и гибели Александра Сергеевича, в общепринятом образе которого – светского ловеласа и острослова – таятся бесконечные несостыковки, лакуны и «черные дыры».

В отличие от «Диктатуры совести», где на сцене также происходит импровизированный суд над историей, сценография спектакля Могилевской выразительно проста. Спрятаться за декорации у молодых артистов нет никакой возможности, каждый как на ладони и работает на «полную катушку». Десять стульев в ряд, куб по центру и экран за спинами – вот и весь арсенал декораций.

Восемь молодых артистов примеряют на себя роли самых различных людей из пушкинского окружения, а также роли судей и присяжных заседателей.

Лаконичная сценография с лихвой восполняется большим количеством стихов Пушкина, звучащих в спектакле, в которых образы поэта сами по себе рисуют перед мысленным взором зрителей то вольнодумный Лицей, то светский Петербург эпохи трех русских императоров – Павла I, Александра I, Николая I. Рисуют раздолье Тригорского и давящее холерным окружением Болдино, откуда Пушкин не мог выбраться 3 месяца не столько из-за указа царя, сколько из-за разыгравшейся в 1830 году эпидемии холеры.

Выпускник и ныне преподаватель ИСИ артист Максим Фортуна, играющий роль Пушкина, создает объемный образ постепенно взрослеющего поэта.

Вот перед нами еще юный Пушкин, мальчишка-шалопай, не чуждый тщеславия, завсегдатай хмельных лицейских пирушек.

Вот он же, мгновенно повзрослевший, рисует на полях рукописей образы пяти казненных друзей и оценивает, в какой степени сам мог бы принять участие в восстании на Сенатской площади. Он уверен, что мог бы. Но друзья в переписке считают, что Пушкина брать не следует – слишком легкомысленен и порывист. А меж тем он лично знает всех пятерых повешенных. И многих из 120 человек, сосланных на каторгу на сибирские рудники.

Вот сцена, в которой Александр Сергеевич в поисках любви совершенно очарован встречей с ангелом – Ташенькой, юной Натальей Гончаровой, абсолютно лишенной привычного в этой среде жеманства.

Вот он же искренне страдает, что не может защитить свою глубоко беременную рыдающую жену от злой людской молвы и неприличных домогательств Жоржа Дантеса, которого натравливает на семью Пушкина вероломный голландский дипломатом Луи Геккерн. Натравливает, чтобы отвести подозрения от себя. Геккерн – мрачная роковая фигура в судьбе Александра Сергеевича. Он состоит с Дантесом не только во фривольной интимной переписке, но и, по историческому  свидетельству князя Александра Васильевича Трубецкого, в связи гомосексуальной. Пытаясь направить внимание общества в другую сторону, он в 1836 году усыновляет вполне взрослого мужчину Дантеса, поручика Кавалергардского полка, что, конечно же, вызывает насмешки всего Петербурга.

Самое горькое в этой истории то, что активные и пассивные участники роковой дуэли дожили за границей до глубокой старости в окружении многочисленного потомства и уважения современников.

Дантес, после высылки из России во Францию за дуэль с Пушкиным, делает успешную политическую карьеру, становится членом департамента Верхнего Рейна, мэром Сульса.

Голландский дипломат Луи Геккерн, натравивший Дантеса на Пушкина, уехав из России, становится полномочным представителем при императорском дворе в Вене и за дипломатические заслуги награждается государственными орденами, а в 1872 году еще и удостаивается пожизненного звания государственного министра.

В спектакле Марины Могилевской принимают участие артисты мастерской А. И. Шейнина – Григорий Кетов (Дантес), Данил Смолкин и Георгий Краснов (Судьи), Никита Светлицкий, Анфиса Ефимова, Ксения Задорина, Сергей Чулаков (Присяжные заседатели).

Жизнеутверждающую точку в финале этого драматичного спектакля Марина Могилевская все же ставит. Она напоминает, что в сердцах русских людей Пушкин жил, жив и будет жить. В отличие от его недругов, канувших в Лету: сегодня потомки с трудом вспоминают их имена. Ну разве что когда речь заходит о самом Александре Сергеевиче.

Елена Булова.

Фото автора

Добавить комментарий