В Театре кукол Образцова – премьера спектакля «Бедные люди» в постановке Александра Адабашьяна.
Замечательный артист, кинорежиссер и художник ранее никогда с куклами дел не имел, но сумел представить свою оригинальную версию этого очень сложного произведения. Александр Артёмович существенно изменил его, при этом сохранив основную фабулу, героев, мысль и насытив спектакль сказочными образами.
Можно сказать, что индульгенцию на этот прием Адабашьян получил от самого Фёдора Михайловича, который в своем письме от 20 января 1872 года писал некой Варваре Дмитриевне, мечтавшей поставить роман Достоевского на подмостках. Писал Фёдор Михайлович буквально следующее: «Насчет же вашего намерения извлечь из моего романа драму, то, конечно, я вполне согласен… Но не могу не заметить Вам, что всегда подобные попытки не удавались вполне. Есть какая-то тайна искусства, по которой эпическая форма никогда не найдет себе соответствия драматического. Я даже верю, что для разных форм искусства существует соответственный язык поэтической мысли. Другое дело, если вы как можно более переделаете и измените роман, сохранив из него лишь один какой-нибудь эпизод для переработки в драму? Или, взяв первоначальную идею, совершенно измените сюжет?.. Повторяю, я совершенно сочувствую вашим намерениям, а ваше желание довести дело до конца мне чрезвычайно лестно».
Сложность для создателей пьесы Александра Адабашьяна и его соавтора Анны Чернаковой заключалась в том, что роман «Бедные люди» – это фактически переписка чиновника Макара Девушкина с бедной сиротой Варварой Доброселовой. Соавторам пришлось строки писем переводить в визуальную систему образов.
Героиня Варенька стала у авторов материализацией тайной мечты Девушкина: живя за письменным столом в глубоком подвале, где находится почта, Макар ничего, кроме ног прохожих, в окошке своей каморки не видит годами. Ну откуда там взяться предмету обожания? Разве что Фея залетит?
Художник-постановщик Адабашьян очень ловко живописует мир Девушкина. Действие спектакля происходит на гигантском письменном столе, где рост самого Макара сопоставим с размером чернильницы, пресс-папье и печати. Метафора вполне читаемая: маленькие люди в казенном мире сродни вещам. Но одновременно в этом придуманном мире для Девушкина каждая вещь живет своей непостижимой жизнью – и чернильница, и бумага, и пресс-папье, и цветок Геранька в развалившемся горшке. Ведь все эти вещи возвращены к жизни заботливыми руками Девушкина. Да и сам предмет его обожания – Варенька тоже создана Макаром из подручных средств. А раз появляется Она – появляется и новый свет в окошке.
В этом спектакле есть любопытный сценографический ход. На практике в подобном театре артист, который работает с куклой, дарит ей свой голос. В этой же постановке куклу озвучивает совершенно другой человек, что рождает дополнительный объем и более сложные отношения между куклой и кукловодом. Невозможно не поймать себя на мысли, что этот постановочный ход очень созвучен нашему собственному времени: люди, пользуясь мобильными телефонами и соцсетями под вымышленными именами – никами, тоже часто пытаются казаться не теми, кто они есть на самом деле.
В спектакле-матрешке «Бедные люди» современные подтексты открываются неспешно, один за другим. Девушкин исповедует философию, что «каждый сверчок должен знать свой шесток». В его восприятии мира одни заданно рождаются начальниками и генералами, другие – подчиненными. Он терпит.
Юная Варенька же, напротив, любопытна и полна сил, она стремится вырваться из ограниченного мира подвала «наверх». О «верхнем» мире ей рассказывает цветочек Геранька, жившая «наверху», в квартире сильных мира сего, где все было прекрасно и красиво (пока ее не выбросили за ненадобностью в окно). Кроме того, в спектакле есть персонаж «корнет» – розовая мечта многих юных особ. Его нет в романе Достоевского, но в спектакле он появляется. Очарованная Варенька идет за корнетом, а мы, зрители, по косвенным эпизодам, познакомившись с характером корнета, начинаем подозревать, что бедной Вареньке уготована судьба выброшенной Гераньки.
Эта история была бы печальной, если б не всепобеждающая любовь, которая преображает любой, заданный чужими правилами, порядок.
В случае Макара Девушкина – это теплота, с коей он относится к каждому существу и предмету, с которым сводит его жизнь. Любовь Макара спасает каждого встречного, преображая его собственный мир и возводя героя до уровня демиурга, творца.
Вот и сам Александр Адабашьян в своей собственной творческой вселенной является таким же демиургом: он последовательно занимается по жизни только тем, что ему искренне интересно. Делает это качественно, с любовью, опираясь на собственные приоритеты и игнорируя капризы сиюминутной моды. Наверное, именно поэтому каждый его новый проект – реализуется ли он в кино, живописи или на театре – зрители ждут с огромным интересом и нетерпением.
В спектакле принимают участие артисты Дмитрий Чернов, Владимир Беркун, Александр Захарьев, Алия Гаттарова, Анна Суворова, Вячеслав Глушков, Екатерина Малетина, Елена Ковальчук, Ирина Осинцова.
Елена Булова.
Фото автора