Чувствительность национального мониторинга недостаточна

Об этом в ходе брифинга в НСН, посвященного актуальной эпидемиологической ситуации, заявил врач-эпидемиолог, заслуженный врач России, академик РАН Геннадий Онищенко.

медицина, скорая помощь
Фото Сергей Ведяшкина / агентство «Москва»

По его словам, на седьмой неделе 2025 года уровень заболеваемости в целом оказался даже ниже многолетнего эпидемического порога, который характерен для нашей страны в это время: «Уровень заболеваемости составляет 85,3 на 10 тысяч населения за седьмую неделю. А базовая линия – многолетний эпидемический порог, который мы выводим многолетними наблюдениями – 89,9. То есть ниже на 5%, чем было за многие годы наблюдения. Вирусы гриппа (прежде всего, H1N1, H3N2) даже не достигли доминирующего состояния. Первое, что у нас сегодня есть в структуре заболеваемости, – это RS-вирусы, и то они не доминируют. Они просто занимают большую часть в структуре заболеваемости. Сейчас «удельный вес» случаев гриппа составляет 17,3%. Это данные за последнюю неделю. Из этих семнадцати процентов 3,5% – это случаи не субтипированного гриппа. То есть это случаи гриппа, но какого именно – H1N1 или H3N2 – мы сегодня не знаем. Кстати, у нас ни разу не был зарегистрирован грипп H5N1 (так называемый птичий грипп. – С. И.). Я уверен, что он у нас есть, просто чувствительность нашего национального мониторинга недостаточна, и над этим надо поработать. В этом году это уже не страшно. Но нужно подумать над этим, готовясь к сезону следующего года. (…) Хотя всегда в конце эпидемического подъема начинает доминировать грипп «В», но у нас еще пока не доминирует».

Говоря о недостаточности чувствительности национального мониторинга, Геннадий Онищенко посетовал на межведомственную разобщенность: «Когда-то Институт гриппа, который находится в Петербурге, был у меня в службе (когда Геннадий Онищенко был главным санитарным врачом РФ. – С. И.). Он является научным центром, который ведет круглогодичный мониторинг, следит за международной обстановкой, обобщает аналитические материалы для того, чтобы на уровне органов власти принимались адекватные решения. Сейчас из-за разобщенности мы видим в одном ведомстве, которое несет прямую ответственность (санэпидслужба. – С. И.), очень куцые бюллетени о повышении или понижении заболеваемости на какие-то проценты. Ну и что, что она повысилась? А достигла ли она порога? На это ответа нет. Конечно, когда под тобой есть научное аналитическое подразделение, которое следит за ситуацией не только в целом по стране, но и по каждому региону, ситуация видится гораздо четче. Я уверен, что сейчас уже есть большая группа регионов, где эпидемический подъем уже прошел, и уже пошел спад. А где-то подъем еще только начинается. Поэтому вот такую картину нам надо бы иметь. Я понимаю, что она есть в каждом регионе, но сводную картину по стране нужно делать».

Как сообщил Геннадий Онищенко, с ковидом по всей стране по состоянию на конец седьмой недели госпитализированы 904 человека: «Ковид после окончания пандемии стал одним из возбудителей, который мы тоже учитываем. (…) Выздоровели на седьмой неделе 7055 человек. Больше всего заболело у нас в Центральном округе (он самый населенный: Москва, Московская область); за ним следует Северо-Запад (Санкт-Петербург, Ленинградская область)».

Во его словам, в целом эпидемический процесс закончится в марте, это показывают многолетние наблюдения.

Возвращаясь к теме необходимости повышения чувствительности национального мониторинга, Геннадий Онищенко указал на то, что нужно создавать более чувствительные тесты и более развернутую цепь лабораторий: «Потому что от Советского Союза мы получили очень плохое наследие, с которым я боролся последние пять лет. В Советском Союзе было так: в санэпидстанциях есть лаборатории, а в больницах их нет. Но ведь кто ставит диагноз? Диагноз ставит больница. И сейчас это продолжается, но лед тронулся, и в этом, безусловно, роль сыграла коронавирусная инфекция – ввели должность медицинского микробиолога».

Как резюмировал Геннадий Онищенко, нужно, чтобы в каждой больнице была своя лаборатория. Вот тогда, по его словам, мы будем вылавливать и метапневмовирус, и H5N1, и все остальное.

Сергей Ишков.

Фото Сергей Ведяшкина / агентство «Москва»

медицина, скорая помощь

Добавить комментарий