Публикация «Снос возведенного в прошлом веке куба Дома кино вызывает эмоции, возведенные в куб» от 17 марта 2025 года обрисовала ситуацию вокруг столичной достопримечательности и задала старт обмену мнениями по этому поводу. Продолжаем знакомить читателей с откликами на событие.
Евгений Князев, народный артист России, ректор Театральный институт имени Бориса Щукина:
– Я не думаю, что там нагло врут. Когда я начинал капремонт в училище, мне все говорили, что теперь у вас отберут здание и поселят на выселках. Но этого не случилось. Более того, мы смогли построить здание в центре Москвы, что невероятно для теперешних времен. Поэтому, если Михалков говорит, что Дом кино будет, у меня нет оснований не доверять.
Владислав Демченко, заслуженный артист России:
– Дом кино – это, прежде всего, мои первые премьеры, «Завтра была война», например. Это место силы многих артистов, особенно советского периода. Для меня очень важно, чтобы Дом был сохранен.
Я считаю, что сначала нужно было найти место, куда бы переехали кинематографисты. Ломать – не строить, ничего хорошего в этом нет. Все превращать в деньги – путь в никуда. Михалков говорил о Дворце фестивалей, теперь вот стеклянная башня на Васильевской… Место, где бы собирались люди кино, профессионалы, обязательно должно быть!
Юлия Рутберг, народная артистка России:
– Дом кино – культовое место, где показывали лучшие отечественные фильмы, где проходили международные кинофестивали и прокатывали иностранные картины. Для студентов, когда я училась в «Щуке», был «Иллюзион», в который возможно было попасть, а вот в Дом кино – практически нереально. На Васильевской собиралась лучшие артисты, режиссеры, кинематографисты – богемное место, как и Дом актера.
Что там будет сейчас – я не в теме, как говорится. Но очень бы хотелось, что место, где бы собирались все представители профессии, существовало. Дом кино – это место силы, и нужно, чтобы он существовал, пусть и в обновленном виде.
Александр Самойленко, актер, режиссер, продюсер:
– Я не был постоянным посетителем Дома кино, но считаю, что новое практически всегда лучше старого. И если в новом здании будет отреставрированный или построенный заново Дом кино – я буду рад этому. Должно быть место притяжения, пусть и не такое легендарное, как старое на Васильевской улице, для кинематографистов и всей творческой – и не только – публики.
Виктория Пархоменко, актриса, член Союза кинематографистов России:
– Закрытие Центрального Дома кинематографистов – это трагедия. А временная она или постоянная, зависит уже от людей, которые принимали такое решение. Место пропитано памятью о великих людях, которые с его помощью становились настоящими гениями искусства. Мы обязаны хранить память о них, передавать ее из поколения в поколение. Я помню, когда впервые пришла сюда, молодая актриса без опыта. Энергетика, которая там была, почти сбивала меня с ног. И хотелось стремиться к хорошему, развиваться самой, приносить людям радость своей работой.
Дом кино всегда помогал молодым актерам. Когда наш театр еще находился в стадии ремонта, нам предоставили возможность заранее репетировать спектакли, чтобы к моменту открытия Театра Всеволода Николаевича Шиловского мы сразу же включили их в репертуар. Предоставили абсолютно бесплатно, из любви к искусству. И даже когда наш театр открылся, оставалась возможность играть на большой сцене Центрального Дома и радовать зрителей своими постановками.
Здесь собирались актеры, режиссеры и все представители киноиндустрии на различные мероприятия, где могли знакомиться, поддерживать друг друга, помогать. Ведь только совместно все мы можем создавать искусство, которое так необходимо любой стране и в любые времена. Теперь такой возможности не будет, и это грустно. Хотелось бы верить, что между тем, как снесут здание и построят новое, не пройдет слишком много времени.
Энергетику, которой были пропитаны стены этого дома, мы сохранить не можем, однако можем сохранить память о великих и не потерять ее. Но только сообща. В данный момент это главная задача.
Никита Высоцкий, заслуженный артист Республики Дагестан, почетный деятель искусств города Москвы:
– Я не член союза кинематографистов, но, как москвичу, мне больно и обидно, что сносят Дом кино. Я там бывал и на вечерах, посвященных моему отцу, и на своих премьерах, и на премьерах коллег. Но время неумолимо – все течет, все меняется.
Слухи о сносе здания на Васильевской улице ходили давно. Проекта нового здания я не видел. Но если в строящейся башне будет место для Дома кино – это будет правильно. А то, что инвесторам нужно «отбить» деньги и они будут ставить стеклянную высотку, – веяние времени. Главное, что Союз кинематографистов должен быть, а, соответственно, здание для него нужно.
Светлана Астрецова, член Экспертного совета Министерства культуры РФ, лауреат ряда международных фестивалей:
– Узнала о закрытии Дом кино. Если под снос, то ужасно жаль. Если решили обновить, то это оправдано, так как здание совсем старенькое и требует ремонта…
Андрей Максимов, член Российской академии телевидения, лауреат четырех премий ТЭФИ:
– Жалко Дом кино. Жалко магазин «Мелодия» на Новом Арбате. Жалко роддом Грауэрмана на Арбате. Старое уходит – новое приходит. Самое главное, чтобы в новом здании был Дом кино.
Разговоры про то, что Михалков хочет разбогатеть с помощью постройки и поэтому он «враг народа», мне кажутся нелепыми. Мне совершенно все равно, разбогатеет он или нет. Главное, чтобы на Васильевской улице у кинематографистов был свой дом – новый и современный.
Юрий Феклистов, фотохудожник, лауреат национальной премии «Золотой глаз России»:
– Я категорически против сноса Дома кино. Здание еще лет 50 может простоять, его строил один из архитекторов Государственного Кремлёвского дворца. Да, нужно сделать капитальный ремонт, поменять трубы, электропроводку…
Само здание – уже история. Первую премию «Ника» вручали именно в Доме кино. Во время перестройки в здании на Васильевской собиралась межрегиональная депутатская группа во главе с Борисом Ельциным.
Застройщики обещают, что Дом кино в новой стеклянной башне будет. Но сдержат ли они свое обещание?
Подготовил Владимир Сабадаш.
Фото Юрия Феклистова