Мужское и женское: стереотипы и предрассудки

В статье «Гендерные стереотипы – атавизм или правда жизни?» от 19.03.2025 мы писали, что следует различать стереотипы и предрассудки (на Западе их часто называют «мифами»). В этой статье мы рассмотрим, что не так со старыми стереотипами и нужно ли менять их на новые, где социальные роли человека никак не соотносятся с его биологическим полом.

Стереотип – это рациональное обобщение и схематизация опыта поколений, помогающее ориентироваться в социальной ситуации. То есть это положительное явление. Предрассудки же – это иррациональные суждения, принимаемые на веру. Зачастую предрассудками становятся уже устаревшие стереотипы, не соответствующие современным условиям. Сторонники борьбы за права женщин считают, что «любые предрассудки поддерживаются наименее образованной (…) частью общества» и с ними надо бороться. При этом похоже, что предрассудками они считают любые стереотипы, утверждающие различие биологических и социальных ролей мужчин и женщин.

 

Стереотип 1. Мужской пол умнее и талантливее женского

На стене висели в рамах бородатые мужчины.
Все в очочках на цепочках, по-народному – в пенсне.
Все они открыли что-то, все придумали вакцины…

В. Высоцкий. «Песня о врачах»

Цитата: «современная наука не подтверждает факт большей глупости и меньших аналитических способностей женщин. Равно как и принципиальную разницу в строении мужского и женского мозга». (В. Кузьменко, «Замшелые и отвратительные стереотипы» Lenta.ru. 2018) Какой вывод из этого сделает читатель? Различий нет. А это неверно. Наблюдается существенная разница в том, как мужчины и женщины работают с информацией, а также в морфологической и функциональной организации их мозга. Что автор имеет в виду под «принципиальной разницей» – непонятно.

В среднем, различия по ряду признаков существуют, хотя и не очень большие. Так, доказано преимущество мужчин по пространственно-зрительным, а женщин – по вербальным способностям. Такие различия позволяют определить направления эволюции человека по этим признакам. Различия существуют по разбросу (дисперсии) (Рис. 1. А) многих признаков, который у мужчин больше, чем у женщин. То есть, например:

«Мужчины либо очень умны, либо уж очень глупы»

Deary et al., 2007.

Истоки данного стереотипа в том, слабоумные, психически больные и асоциальные личности не так заметны и постоянно убираются отбором, а выдающиеся личности у всех на виду, о них все говорят, и о них помнят. Как те, так и другие – это отклонения от нормы, а нормальных женщин гораздо больше.

Небольшие различия в средних значениях или дисперсии признака, приводят к очень большим различиям в численности мужского и женского пола на «хвостах» нормального распределения.

Если посмотреть на «хвосты» кривых (Рис. 1), видно, что чем дальше от нормы (моды) распределения, тем резче становится различие между ними, то есть становится очень трудно отыскать среди женщин как выдающихся гениев, так и выдающихся злодеев.

«Женщины-Моцарта не существует потому, что не существует женщины – Джека Потрошителя».

К. Палья (C. Paglia, 1990), писательница-феминистка.

Даже небольшой сдвиг средних значений, может привести к очень большим различиям в численности мужского пола по сравнению с женским на одном из «хвостов» распределения (Рис. 1. B). Таким образом, стереотип связан с неправильным сравнением женщин только с одной, наиболее заметной частью мужской популяции.

 

Стереотип 2. Естественные науки, технологии (программирование), инженерия и математика (дисциплины STEM) – не для женщин.

Низкий процент женщин в науке и технике (6–13%) – это факт. Борцы за равноправие объясняют его действием данного стереотипа, дискриминацией и отсутствием достаточной мотивации у женщин. Мол, женщины не идут учиться на такие специальности и на такие работы несмотря на высокие зарплаты. Попытки указать на биологические и когнитивные различия (преобладание мужчин на высших уровнях квалификации, их более высокие пространственно-зрительные и аналитические способности) наталкиваются на ожесточенное сопротивление. Так, в 2005 году президента Гарварда Л. Саммерса заставили уйти в отставку всего лишь за предположение, что биологические и когнитивные различия полов могут быть одной из причин недостаточного представительства женщин в науке и технике, а выступившего против травли психолога С. Пинкера обвинили в сексизме. В апреле 2005 года в Гарварде прошли дебаты С. Пинкера с Э. Спелк, в которых «победила дружба» (играют роль и гены, и среда, кто бы сомневался).

 

Стереотип 3. Мужской пол сильнее женского

Где Марья гнется, Иван ломается. Русская пословица.

Физически – да, но в целом это миф. Природа оберегает женский пол и сделала его более жизнеспособным и устойчивым. Женщины лучше адаптируются к неблагоприятным условиям среды, переносят стресс и боль, более выносливы. Их норма реакции шире, чем у мужского. Женщины, в среднем, дольше живут, у них сильнее иммунитет. По большинству причин смертности человека от болезней выявлено преобладание мужского пола. Мужчины больше подвержены всем социальным порокам – азартным играм, пьянству, курению и наркомании, в несколько раз чаще совершают самоубийства.

 

Стереотип 4. Идеальная женщина – «красивая мать-домохозяйка (хранительница очага)». «Cемейное предназначение женщины – ее самоотречение ради мужа и детей».

Это традиционный, устойчивый, древний стереотип, полностью соответствующий биологическому предназначению женщин. В России трактуется как часть «национальных традиций и культурных ценностей». На Востоке: «Мир – дом мужчины, дом – мир женщины». Представление о социальной роли женщин в германской консервативной системе ценностей – «дети, кухня, церковь»), или 3 K (Kinder, Küche, Kirche). В целом не видим в нем ничего плохого, особенно когда ставится задача увеличения рождаемости.

Стереотип подвергается разрушению из-за многих социальных и экономических факторов. Вот некоторые из них. Разрушение семей, разводы, большое количество одиноких женщин и матерей с детьми. Повышение социальной активности женщин, нехватка кадров и стремление государства использовать женщин на рынке труда. Реклама новых женских социальных ролей (успешная карьера, независимость). Неспособность мужчин найти работу и содержать семью, уклонение от уплаты алиментов.

 

Стереотип 5. Мужчина – умный добытчик. «Мужчина должен быть богатым, успешным, сильным и агрессивным»

Как говорится, за что боролись… А какое должно быть представление об успешном мужчине (самце) в капиталистическом обществе (в джунглях), где основа – это деньги (сила и агрессия) и где господствует индивидуализм и конкуренция? Разве что роль силы уменьшается, а ума – растет. Этот стереотип полностью соответствует биологическому предназначению мужского пола – поиск и добыча ресурсов, борьба с конкурентами за выбор женщин, стремление выделиться и занять высокое положение в общественной иерархии.

В целом, как набор женских и мужских качеств (см. статью от 19.03.2025), так и их обобщение в виде перечисленных стереотипов соответствуют биологическим ролям полов и способствуют решению задач выживания вида.

 

Стереотип 6. Гендерное равенство и свободная смена социальных ролей

Гендерное равенство

Реклама в Британии не может показывать мужчин или женщин,  «неспособных выполнить какое-то задание именно из-за своего пола» (мужчина не может сменить подгузник, женщина – припарковать машину).

Британское Управление по стандартам рекламы.

 

Это новый насаждаемый стереотип, отрицающий различия полов, а также различия их социальных ролей. Он не имеет биологического обоснования и основан на ряде социальных теорий, в которых утверждается, что нет «мужских» и «женских» ролей, предпочтений, профессий и так далее. Существующие различия объясняются дискриминацией и социализацией на основе все тех же неправильных и устаревших стереотипов. В 1970-х годах было введено понятие социального пола (гендер) и декларирована его независимость от биологического пола. То есть, человек может по своему усмотрению менять гендерную идентичность и социальные роли. Таким образом устанавливается равенство и одинаковость полов практически во всех сферах деятельности (кроме рождения детей и кормления грудью).

С одной стороны, стереотип продвигается в целях равноправия, толерантности, борьбы с женской дискриминацией и соблюдения прав человека. С другой стороны, разрушение традиционных ролей стирает различия между полами в поведении, одежде, роде занятий и так далее. Мужчины становятся более женственными, а женщины – более мужественными. В России американские инструкции-памятки по сексуальным домогательствам на рабочем месте кажутся нелепостью. Вызывают смех указанные в их «Памятке по технике безопасности и средствам самозащиты» основные типы сексуальных приставаний: «хватания любые, включая мимолетные», «комментарии на тему одежды» и «вторжение в личное рабочее пространство». Мужчины боятся ухаживать, говорить комплименты, даже элементарно пропускать женщин вперед, дарить цветы и уступать место. Это не способствует установлению и развитию отношений, созданию семей, скорее наоборот.

Сергей Геодакян, к. м. н.

Иллюстрации созданы с помощью нейросети Яндекс GPT

 

Термины и основные понятия

Гендерные стереотипы – обобщенные образы женственности и мужественности, в том числе и социально конструируемые. Охватывает социальные представления о мужских и женских качествах, а также о подобающих мужчине и женщине поведении, занятиях и социальных ролях, в обществе и семье.

Предрассудки – иррациональные, основанные на неточном или искаженном знании и принимаемые на веру стереотипы, взгляды и мнения.

Норма реакции – способность изменять значение признака, заложенное в генотипе, в зависимости от условий среды.

Сексизм – набор предрассудков и предвзятое отношение к людям или их дискриминация по признаку пола; предубеждение, негативное отношение по отношению к людям определенного пола.

Добавить комментарий