Главный вопрос, на который пытаются ответить булгаковские герои, для которых дом Турбиных «становится местом, где стук в дверь может убыстрить или замедлить стук сердца». В театре МОСТ премьера «Дни Турбиных» (16+) по бессмертной пьесе Михаила Булгакова.
Действие происходит в годы Гражданской войны в Киеве, где белое движение старается укрепить позиции, чтобы дать отпор большевикам. В несколько дней ситуация меняется критическим образом. Дом семьи Турбиных оказывается чуть ли ни единственным местом, где все еще «живет любовь и не угасает надежда». Пьеса богата яркими персонажами, захватывает глубокой драматургией, создатели бережно передали замыслы автора и сделали практически невозможное – «оживили роман», герои которого вошли в сердце и душу каждого зрителя.
Белый рояль и деревянный помост, на котором лежат усыпанные тревожным снегом Гражданской войны юнкера, – это и есть дом Турбиных, который становится то «айсбергом, то спасательной шлюпкой для главных героев». В центре повествования – Елена Тальберг (Вера Семёнова) – тонкая, хрупкая молодая девушка, на плечи которой пала забота «о сохранении угасающего семейного очага, мужественно борется не только с внешней действительностью, но и с собственными чувствами». Артистичная, искренняя, чувственная и невероятно женственная Вера Семёнова – единственная женщина в спектакле, центральная личность всего произведения – на «контрасте с мужским миром, она создает место, куда люди тянутся, как светлячки к лампаде». Она готова принять и «дать убежище каждому дорогому ей человеку, вопреки личному горю и переживаниям». Сама актриса так говорит о роли: «Я никак не могла ни с одной стороны к ней пролезть, понять, что это за человек. Мне кажется, это самая моя тяжелая, не надеваемая на меня роль».
В остальных ролях в спектакле заняты Юлия Вергун, Александр Хошабаев, Петр Снякин, Артём Верголасов, Иван Орехов, Евгений Панфёров, Владимир Волжин, Анатолий Сафронихин, Леонид Семёнов, Георгий Трусов, Роман Зуев, Александр Сизов, Андрей Михайлов, Дмитрий Аникушин, Никита Хрущёв, Ростислав Василак, Иван Орехов и другие.
Мостовцы довольно грамотно задействовали небольшое пространство театра. Зал поделен на Правый и Левый берег Днепра. Сцена находится в центре зрительного зала. Зритель автоматически вовлечен в историю, происходящую в доме Турбиных. Пришедшие на спектакль так же, как и его герои, понимают, что «в смутное время – дом «с кремовыми занавесками», семья, родные люди и друзья, являются тем самым островком спасения, надежного тыла и поддержки».
Создатели спектакля: режиссер Георгий Долмазян, художник-постановщик Вадим Андреев (оформление в стиле «тлеющие небеса»: герои носят шинели с обгоревшими краями, светлые полупрозрачные ткани нависают под потолком, сияет в окнах красное зарево грохочущих взрывов), режиссер по пластике Владимир Беляйкин, композитор Александр Климашевский, художник по свету Александра Демчева – очень бережно отнеслись к классическому тексту Булгакова и практически при абсолютном отсутствии декораций «показали человеческие характеры и поступки такими, как они есть».
Ну и конечно же, «вишенка на торте» — это финал спектакля: «показана дальнейшая судьба, вернее даже, участь героев, или в переводе на нынешнюю ситуацию – к чему приводит гражданская война». Многих в зале «пробрало до слез и до кома в горле».
Главный вопрос – «кто прав, кто виноват» – авторы обходят стороной. Кто-то из героев по ходу пьесы «переобувается», точнее, переодевается из белого в красного. Кто-то погибает. «Мне кажется, сейчас самое время поговорить о том, что происходит внутри нас, какие мы, как мы раскрываемся как личности, как люди. В общественном смысле и в личном. Внутри своей семьи, когда есть большая тема, которая всех волнует», – философски замечает режиссер Георгий Долмазян.
Отдельная «песнь» спектакля – музыка, звучат произведения Скрябина, Рахманинова, Баха. Через музыку авторы спектакля показывают «столкновение двух миров». А лейтмотивом звучит «Казачья колыбельная» на стихи Михаила Лермонтова.
Светлана Юрьева.
Фото предоставила пресс-служба театра МОСТ