Новый спектакль «Пять вечеров» (16+) Театра на Трубной – «история о чувствах, проверенных временем, рассказ о счастье, которое однажды может позвонить в дверь, заставив сердце биться быстрее». Так позиционируют свое сценическое творение режиссер Игорь Мужжухин и художественные руководители постановки Дмитрий Астрахан и Илья Макаров.
Годы разлуки и одиночества заморозили чувства главных героев – утонченной Тамары (Джульетта Шабанова) и разухабисто-стального Ильина (Вадим Колганов). Случившиеся однажды в их жизни пять вечеров стали переломным моментом, оживив старые воспоминания, и надежды на то, что никогда не поздно все начать заново, вернуть утерянное счастье. Добрая и уютная володинская история напоминает зрителю о том, что любовь способна выстоять под натиском времени, и она стоит того, чтобы приоткрыть для нее дверь.
В чем секрет обаяния постановки «Пять вечеров»? Ингредиентов несколько.
Во-первых, автор пьесы-первоисточника мудрый и наивный Александр Моисеевич Володин создал чистое ретро, действие которого происходит в родном драматургу Ленинграде 1959 года, а режиссер Игорь Мужжухин сумел бережно сохранить володинскую интонацию.
Во-вторых, художник-сценограф Андрей Климов изобретательно соединил единым объемом сразу четыре ленинградских локации – коммуналку Тамары, привокзальный буфет, квартиру инженера Тимофеева (Александр Овчинников) и телефонную ленинградскую станцию, на которой работает юная Катя (Евгения Гавшина). В то время, как основные предметы меблировки на сцене остаются неизменными, лишь меняя свое пространственное положение, пейзаж за огромным панорамным окном претерпевает существенные изменения. То мы видим в роскошное старинное окно фасад дома напротив со светящимися окнами. То вдруг в нем в сумерках возникает силуэт Исаакиевского собора. То появляется колодец невского двора, и улица, шум машин которой врывается в распахнутую дверь балкона комнаты Тамары.
В-третьих, артисты нашли свежее и интересное решение персонажей в хорошо знакомой зрителю пьесе. Конечно же, любая театральная постановка «Пяти вечеров» просто обречена на сравнение с гениальным михалковским фильмом 1978 года. Володин даже говорил в свое время: «Когда я смотрел фильм Михалкова, то думал, что, сам того не ведая, написал своего Ильина специально для Любшина». И это при том, что картине Михалкова тоже ведь было с чем конкурировать – сразу после написания пьеса превратились в спектакль ленинградского БДТ в постановке Георгия Товстоногова с великолепным актерским дуэтом Зинаиды Шарко и Ефима Копеляна. Спектакль стал сенсацией. А потом были еще «Вечера» того же 1959 года уже в «Современнике» в постановке Олега Ефремова, который, кстати, там еще и сыграл.
Но к чести Театра на Трубной, герои нового спектакля ничем не уступают своим знаменитым предшественникам и никого не повторяют. В наибольшей степени это касается образа Тимофеева в блестящем исполнении Александра Овчинникова, сделавшим главного инженера химического комбината недотепистым, прямолинейным, забавно раскоординированным и глубоким одновременно. Интересно работают на сцене Ольга Бынкова, создающая образ надломленной жизнью Зои, а также «молодежь» – Владимир Гамаюнов (племянник Слава) и Евгения Гавшина (телефонистка Катя).
Команда заслуживает аплодисментов: сыграли легко, весело, щемяще-нежно. Камерная пьеса превратилась в мощный психологический этюд в стиле ретро, в теплую любовную мелодраму на фоне Ленинграда конца 50-х с его уютно-тесным коммунальным бытом, металлическими тазами, висящими на стенах коридора, неизменными раскладушками, плетеными абажурами на потолке, стеклянными графинами и отглаженными белоснежными скатертями на круглом столе.
Саша Ильин и Тамара – молодые, влюбленные друг в друга, оказались разведены войной на целых 17 лет. Где Ильин пропадал эти годы? В данном спектакле явно не обозначено, и молодежь только догадывается, но зрители старшего поколения, рожденные в СССР, точно знают, как именно человек, вдруг пропавший после войны, оказывался «на северах». Глядя на отношения Тамары и Ильина срабатывает генетическая память: скудный быт и захлестывающая полнота чувств, сумасшедших надежд почти автоматически подключают зрителей к истории страны.
Спектакль Театра на Трубной прежде всего про людей, сохранивших душу. Он – про «бестолковую любовь», про «губы окаянные, думы потаённые» (хотя в театральной версии звучат совершенно другие песни под мелодии живого аккордеона). И каждая женщина в зале, глядя на героев, повторяет вслед за Тамарой-Шабановой: «Какой был бы ужас, если бы (она) за кого-нибудь вышла замуж…» Постановка «Пять вечеров» – о «молодости, которая обещает и обманывает», о жизни, которая что-то дорогое отбирает – но ведь и дает тоже! На сцене советские люди очень просто разговаривают о чем-то сущностном, важном, они ждут простого человеческого счастья. И мы искренне верим, что нашедшие наконец друг друга Тамара и Ильин еще будут «счастливы разнообразно и по разным поводам».
Елена Булова.
Фото автора