20 августа 1925 года на Ленинградском шоссе у Петровского дворца москвичи встретили стартовавших 18 августа в Ленинграде участников Всесоюзного автомобильного пробега Ленинград – Москва – Тифлис.
Как сообщали газеты, накануне этого торжественного события, 19 августа, «у коменданта московского этапа тов. Цируля состоялось специальное совещание по вопросам встречи легковых и грузовых машин, участвующих в пробеге Ленинград – Москва – Тифлис». На нем было принято решение о том, что во избежание несчастий 20 и 21 августа не будет допускаться выезд каких-либо машин навстречу по Ленинградскому шоссе далее Петровского дворца.
«Все лица и организации, желающие принять участие во встрече участвующих в пробеге машин, могут свободно прибывать на финиш к Петровскому дворцу, устанавливаясь в определенных местах по указаниям милиции», – говорилось в документе.
В столицу автоколонна, состоявшая из 80 легковых и 47 (по другой информации: 51) грузовых автомобилей, среди которых были представлены все мировые автомобильные марки, прибыла из Твери. А стартовала она в 9 часов утра 18 августа в Ленинграде. О том, как это было, можно составить представление по репортажу, опубликованному в тот же день в ленинградской «Красной газете»:
«С раннего утра у автопарка на улице Воинова оживление. Шумят моторы. Гудят гудки и сирены. Производятся последние проверки и пробы моторов. Накачиваются шины. Около половины девятого раздается сигнал «к сбору» и машины лентой вытягиваются по улице, направляясь на площадь Урицкого.
Первой идет колонна грузовых машин. Особенный восторг вызывает большой автобус, следующий в конце грузовой колонны. За грузовиками, одна за другой, к площади устремляются три колонны легковых автомобилей. К половине девятого в стройном порядке установлены все автомобили, и к участникам пробега обращается тов. Литвин-Седой, указывающий на стоящие перед водителями и контролерами задачи по проведению первого в мире по величине пробега.
«Результаты пробега будут иметь огромное значение для будущего советского автомобилизма. Пробег покажет нам тип машины, который наиболее подходит и к нашим дорогам, и климатическим условиям. Приложим же все усилия к тому, чтобы пробег 1925 года оказался первым не только по количеству участников и машин, но и по результатам», – заявил товарищ Зиновий Литвин-Седой, провожая участников».
В основном участвовавшие в пробеге машины были немецкими, на втором месте по числу автомобилей-участников занимали автопроизводители США. Автопромышленность СССР была представлена двумя грузовиками «АМО», построенными целиком из советского материала.
22 августа всех участников в торжественной обстановке провожали на Красной площади. В Москве к автопробегу присоединились 20 мотоциклистов (правда, ехать они должны были не до Тифлиса, а до Харькова, откуда надо было вернуться обратно в Москву).
Как сообщали газеты, 22 августа колонна из Москвы отправилась через Тулу в Орел, 23 августа прошла Курск, потом прибыла в Харьков. 24 августа грузовые и легковые автомобили должны были выйти из Харькова через Изюм, Бахмут и Новопавловку, прибыть в Ростов-на-Дону. Выйдя оттуда 27 августа через Тихорецкую, они едут в Армавир. 28 августа через Невинномысскую приходят в Пятигорск, а 29 августа, выйдя из Пятигорска, добираются до Владикавказа и уже 30 августа прибывают в Тифлис. Из Тифлиса по тому же маршруту отправляются в Москву, куда приезжают 9 сентября.
В общей сложности машины должны были пройти около 5 тысяч километров, 40% из которых – по равнинному шоссе, 19% – по горному шоссе, 30% – по равнинным проселочным дорогам и 11% – по горным проселочным дорогам.
По словам организаторов, этот пробег 1925 года имел исключительной целью выяснить технические и эксплуатационные качества участвующих в нем автомобилей. Ведь, как известно, испытание российскими дорогами может выдержать только очень хорошая машина…
На снимке: Участники автопробега на Красной площади
Фото из открытых источников