В Москве подвели итоги Форума популяризаторов науки стран БРИКС

В столице прошел первый Форум популяризаторов науки стран БРИКС. Участие в нем в онлайн-формате приняли около четырех тысяч слушателей из Бразилии, Индии, Китая и ЮАР и 72 регионов России.

В рамках форума состоялось несколько пленарных заседаний. В частности, на  заседании «Роль научной популяризации в научно-технологическом развитии стран БРИКС: зачем современному государству популяризация науки и какой она должна быть», вице-президент РАН Алексей Хохлов сказал: «Если еще лет 20 назад считалось, что популяризация науки — задача второго сорта, нужно делать саму науку. Сейчас все больше ученых понимают, что нужно рассказать о своих достижениях, объяснять их обществу. Популяризация — это миссия, исследователей надо к этому приучать и мотивировать».

На круглом столе «Опыт государственного регулирования просветительской деятельности» эксперты обсудили особенности популяризации науки в современном мире и то, какую роль в ней должно играть государство.

— В разных странах подход к популяризации науки может быть императивный (законодательные акты, которые обязывают что-то делать) или диспозитивный (который включает программы, стратегии, меры поддержки), — отметила Александра Борисова, исполнительный директор Ассоциации научных коммуникаторов. — Закон о просветительской деятельности в России показывает, что у нас сочетаются два подхода. Но ни тот, ни другой окончательно не сложился, и поэтому может не работать в реальной жизни.

На секции «Особенности организации офлайн форматов мероприятий» спикеры поделились друг с другом опытом в проведении научно-популярных событий в неформальной обстановке, которая помогает людям воспринимать научные новости через горизонтальную коммуникацию, а не по вертикали. А на круглом столе «Привлечение ученого к популяризации науки» участники совещания обсуждали, почему ученые не хотят рассказывать о своей работе и что мешает сделать это тем, кто хочет.

В конце форума его участники обсудили вовлеченность общества в науку и то, как эту вовлеченность можно повысить, а также, как быстрее и эффективнее преодолеть пропасть между наукой и обществом.

Мона Платонова.