«Президентский минимум» не спасет россиян от дальнейшего обнищания

Поможет ли россиянам предложенное президентом РФ повышение МРОТ и прожиточного минимума на 8,6%, обсудили участники пресс-конференции, организованной «Общественной службой новостей».

В пресс-конференции участвовали член президиума Столыпинского клуба, экономист Владислав Жуковский и член комитета Государственной Думы РФ по бюджету и налогам Евгений Федоров.

В Госдуме поправки президента России Владимира Путина в новый бюджет, согласно которым индексация прожиточного минимума и МРОТа возросла более чем в 3 раза, уже поддержали. Изначально эти показатели должны были возрасти на 2,5%, теперь же в 2022 году они будут проиндексированы на 8,6%, что выше официальной инфляции. В результате прожиточный минимум вырастет до 12 654 рублей, а минимальный размер оплаты труда – до 13 890 рублей. Для этого придется выделить дополнительные бюджетные средства в размере 9 миллиардов рублей. Такое повышение было обосновано официальным уровнем инфляции в 8,13%, однако реальное повышение цен ощущается россиянами на уровне 10 – 11%. Кроме того, вместе с индексацией возрастут не только социальные выплаты, но и ряд штрафов.

Как уточнил экономист Владислав Жуковский, индексация МРОТ и прожиточного минимума касается огромного количества россиян:

«Было бы ошибочно думать, что люди на такие деньги не живут (имеется в виду предлагаемый размер прожиточного минимума в 12 654 руб. вместо 11 600 руб. – прим. автора). К сожалению, у нас только официально 18 миллионов человек, по данным Росстата, за чертой бедности. То есть, это уже не бедность, а нищета. Даже в пояснительной записке Министерства труда и социальной защиты было указано, что 16 миллионов получат некоторую прибавку, пускай и мизерную, от повышения прожиточного минимума, и 3 миллиона человек – от повышения МРОТ. То есть 19 миллионов человек находятся сейчас в настолько бедственном положении, что даже повышение на 1 тысячу рублей вот этой минимальной выплаты – это уже для них некий доход. При этом нужно понимать, что прожиточный минимум в России несовместим с физиологическим выживанием».

Чтобы оценить «масштаб» полезного эффекта от президентской инициативы, Владислав Жуковский предложил рассмотреть ее в контексте текущей экономической ситуации в стране:

«У нас по итогу этого года официально инфляция будет около 9% годовых; продуктовая инфляция – больше 11%; реальный рост цен – от 15 – 20% и выше. Те же самые морковка, капуста и картофель подорожали в 1,5 – 2 раза – это «привет» импортозамещению. В этом же году, я думаю, Центробанк поднимет «ключевую ставку» еще на один процентный пункт, чем нанесет мощнейший удар по промышленности, по инвестициям и по уровню жизни населения. В следующем году инфляция за счет эффекта высокой базы этого года будет меньше текущих отметок, но при этом инфляция издержек останется очень высокой (из-за роста налогов, роста цен на сырье). Поэтому на официальные цифры ориентироваться я не предлагаю, когда даже Центробанк говорит о том, что, по оценкам россиян, инфляция выше 15%».

Член комитета Государственной Думы РФ по бюджету и налогам Евгений Федоров напомнил и о другой, неприятной для россиян стороне президентской инициативы:

«МРОТ влияет на то, что, с одной стороны, бизнес не сможет платить работникам меньше этой суммы, а с другой стороны, он привязан к системе разнообразных штрафов (от дорожных до административных). То есть, в следующем году на эти 8,6% возрастут и все эти штрафы».

Конечно, к сожалению, и 1 тысяча рублей для 19 миллионов россиян нужна и важна для семейного бюджета, но с учетом «макроэкономического» контекста и всех неочевидных последствий почему-то так и хочется вспомнить известную фразу античного мудреца «бойтесь данайцев, дары приносящих»…

Сергей Ишков.

МРОТ

Добавить комментарий