Мослифт и безопасность столичной инфраструктуры

Ни один мегаполис на Земле не может похвастаться отсутствием природных или техногенных катаклизмов, тем не менее все города планеты стремятся к тому, чтобы максимально сократить их число. Согласно «Индексу самых безопасных городов мира», составляемому британским журналом The Economist совместно с аналитической компанией The Economist Intelligence Unit, российская столица на протяжении нескольких лет прочно входит в топ-40 наиболее безопасных мест планеты.

Сегодня более половины населения планеты проживает в городах. По расчетам экспертов, с учетом высоких темпов урбанизации, к 2050 году этот показатель достигнет 68%. Москва, один из крупнейших мегаполисов, согласно международному рейтингу безопасности имеет оценку свыше 60 баллов из 100 возможных. «Сегодня Москва является одним из самых безопасных мегаполисов среди крупных городов Европы, Америки, Азии. И конечно, это заслуга тех, кто занимается охраной правопорядка, развитием города в целом, формирует экономические, социальные, политические и правоохранительные тренды, которые обеспечивают позитивное устойчивое развитие столицы», – сказал мэр Москвы Сергей Собянин. Рейтинг оценивал города по ряду критериев: цифровая и личная безопасность, здравоохранение и окружающая среда, безопасность инфраструктуры.

Жизненно важное взаимодействие

В Москве служб, обеспечивающих безопасность инфраструктуры, довольно много, у каждой есть своя зона ответственности. Например, безопасность людей в акваториях обеспечивают сотрудники городской поисково-спасательной службы на водных объектах, транспортные магистрали города патрулируют спасательные мотогруппы, а пожарную безопасность в районах выезда своих подразделений осуществляют специалисты пожарно-спасательного центра.

Кроме того, специализированные аварийно-спасательные подразделения сформированы и на предприятиях города, обеспечивающих функционирование столичной инфраструктуры. Так, АО «Мослифт», самая крупная компания в регионе, отвечающая за работу вертикального транспорта, и лидер лифтовой отрасли страны, работает в тесной связке со спасателями МЧС в целях ликвидации и предупреждения техногенных и природных аварий, пожаров и обрушений в жилом фонде столицы.

В начале декабря в рамках цикла мероприятий, на которых Главное управление МЧС России по Москве отрабатывает взаимодействие с городскими службами, прошло совместное совещание представителей ведомства и АО «Мослифт». Цель мероприятия – подготовка и ознакомление спасателей с особенностями лифтового оборудования, знание которых крайне важно в определенных ситуациях. Регулярность таких мероприятий важна с той точки зрения, что каждый год на службу в МЧС поступают новые сотрудники. Молодым спасателям необходимо дать представление о том, как работает лифт, каковы его основные узлы безопасности и как они функционируют.

В свою очередь, еще в 2001 году, на аналогичном совещании МЧС и АО «Мослифт», было принято решение, что электромеханики по лифтам, служащие в аварийной службе компании, должны иметь статус спасателей. Цель нововведения состояла в формировании взаимодействия служб в зданиях жилого фонда столицы в случае чрезвычайных ситуаций, и в первую очередь – пожаров и возгораний. С тех пор ведомства координируют свои действия и проводят совместные обучающие мероприятия. «Для столичных пожарных и спасателей самое главное – обеспечить безопасность и спасение жизни москвичей и гостей столицы. Именно поэтому мы много работаем над тем, чтобы совершенствовать профессионализм пожарных, и стремимся к высоким результатам. <…> Мы, безусловно, будем продолжать повышать уровень профессиональной подготовки, уровень оперативных показателей. Ведь качественного результата можно достигнуть только при постоянном совершенствовании своих навыков и знаний. И, однозначно, работая во взаимодействии со всеми службами города в сплоченной команде», – отметил заместитель министра МЧС России Илья Денисов.

Генеральный директор АО «Мослифт» Вартан Авакян также подчеркнул важность проведения совместных мероприятий: «Совместные учения оперативных городских служб позволяют отработать практические навыки взаимодействия, необходимые в повседневной работе и в условиях ЧС».

Технические особенности лифтового оборудования

Автоматика современного лифтового оборудования и более старых моделей лифтов в зданиях высотностью от 12 этажей и выше устроена таким образом, что в случае срабатывания систем дымоудаления и противопожарной автоматики (ДУ и ППА) лифт, на каком бы этаже он в этот момент ни находился, если он в исправном состоянии, отправится на первый (основной посадочный) этаж и оставит двери открытыми. Лифт уже не будет реагировать на кнопки вызова и приказа. Сотрудники пожарных подразделений осведомлены, что лифты, оснащенные алгоритмом работы «Пожарная опасность», в случае пожара должны оставаться внизу с открытыми дверьми, что позволяет убедиться в отсутствии пассажиров в них и предотвратить возможное застревание в задымленной шахте.

Когда в жилом доме происходит возгорание, то продукты горения, в том числе угарный газ, распространяются по всему подъезду, и в частности по шахте лифта, на это реагирует автоматика, включает систему подпора воздуха и позволяет большую часть дыма вывести через ствол шахты. Она служит своеобразной вытяжкой для выхода угарных газов. Вероятно, когда-либо жителям приходилось сталкиваться с картиной, когда лифт стоит на первом посадочном этаже и слышен гул от работы вентилятора и шум ветра, – это как раз говорит о том, что сработала система дымоудаления.

Но бывают ситуации, когда что-то могло послужить помехой закрытию дверей кабины и его автоматической отправке вниз. С открытыми дверьми лифт не сможет начать движение, и тогда он останется на каком-то из верхних этажей. Более того, в этом случае нельзя исключать возможность присутствия в лифте пассажира. Тогда пожарным необходимо оперативно определить, на уровне какого этажа находится кабина лифта в шахте. Для спасателей важно понимание устройства лифтового оборудования, его технических возможностей: какова прочность канатов, как устроены ловители кабины, как осуществляется работа основных узлов и где они расположены.

Как определить расположение лифта во время ЧС

Когда спасатели при пожаре или возгорании в жилом доме видят на первом этаже электронное табло, они легко понимают, на каком этаже находится лифт. Однако далеко не во всех домах лифты оборудованы таким табло, а значит, нахождение лифта в шахте предстоит определить визуально. Для этого пожарным необходимо открыть двери лифтовой шахты.

Если противовес лифта окажется на уровне первого этажа, значит, кабина лифта – на самом верхнем этаже дома, если противовес на высоте второго этажа, то кабина – на предпоследнем и так далее. Но чтобы попасть в шахту лифта и определить нахождение купе кабины, сначала необходимо правильно открыть двери шахты. Для этого лифтовики используют специальное оборудование, которое также в случае необходимости доступно и огнеборцам, и каждый новый спасатель должен научиться им пользоваться.

«Для обучения и освоения навыков спасателями МЧС мы изготовили учебный макет лифта в масштабе 1:1, состоящий из дверей шахты распашного лифта и дверей купе-кабины, узлов безопасности, чтобы можно было увидеть начинку лифта: замки, электрику, механические детали. На примере реальной модели мы объяснили, как подручными инструментами спасателей правильно открыть двери шахты и кабины, не допуская их повреждения, как определить местоположение лифта. Превентивное обучение позволяет отработать навыки и умения, которые могут потребоваться пожарным, если счет идет на секунды и ситуация угрожает жизни и здоровью людей, а лифтовая аварийная служба не успевает прибыть на объект. Однако стоит отметить, что аварийная служба Мослифта всегда своевременно прибывает на место, иногда даже раньше пожарных подразделений», – рассказал руководитель Ситуационного центра компании Владимир Толстов.

Экстренное реагирование службы Мослифта

Генеральный директор АО «Мослифт» Вартан Авакян отметил: «Наша аварийная служба представлена во всех районах города Москвы, а нахождение экипажей приближено к тем участкам, где сконцентрированы лифты, находящиеся на техническом обслуживании компании «Мослифт». Территориальная близость позволяет нашим электромеханикам по лифтам в очень оперативные сроки прибыть на адрес, где было зафиксировано возгорание. В дневное время в каждом районе присутствует несколько экипажей. Когда сигнал из службы 112 поступает в наш Ситуационный центр, мы отправляем ту бригаду, которая находится ближе всего к объекту. На всех автомобилях аварийных экипажей АО «Мослифт» установлена спутниковая навигационная система ГЛОНАСС. Мы начинаем действовать в момент, как только получили информацию от МЧС. А наши сотрудники нацелены на взаимодействие. Если по приезде на объект они видят, что штаб пожаротушения уже развернут, они докладывают его начальнику о своем прибытии и готовности участвовать в операции. Далее наши сотрудники определяют, где находятся кабины, пусты ли они. После чего электромеханики по лифтам информируют спасателей о состоянии кабин – что они без пассажиров, обесточены, подняты вверх, чтобы при тушении максимально избежать залития оборудования».

Процесс пожаротушения неминуемо приводит к попаданию воды на лифтовое оборудование. Иногда вода полностью заливает приямок лифтовой шахты. После чего аварийной службе Мослифта необходимо выполнить работы по реанимированию своего оборудования. Полная просушка лифта – в зависимости от температуры воды, объемов ее попадания, времени года, положения купе-кабины во время пожаротушения – может занимать до нескольких дней.

Совместные усилия

С каждым годом лифтовое оборудование совершенствуется и меняется, его возможности становятся более комфортными для пассажира. Но вместе с тем сложная техника требует глубоких и широких знаний для ее обслуживания. Потому взаимодействие служб и регулярная техническая подготовка специалистов крайне важны для поддержания уровня безопасности городской инфраструктуры. На совместном совещании МЧС и АО «Мослифт» присутствовал старший офицерский состав Главного управления МЧС по городу Москве, который доведет информацию до младших офицеров и спасателей. Для закрепления теории представители компании «Мослифт» сообщили о готовности провести практические занятия на макетном оборудовании по округам совместно со своими аварийными бригадами. Эффективное взаимодействие двух служб имеет огромное значение. Главный результат такого сотрудничества – это создание условий, при которых жители Москвы и гости столицы могут чувствовать себя уверенно на вертикальном транспорте. На страже их безопасности круглосуточно стоят спасатели МЧС и оперативные бригады аварийной службы АО «Мослифт».

Диана Слепицына.

Фото пресс-службы МЧС России по г. Москве и пресс-службы Мослифта

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x