Ситуация, когда цены растут, а доходы населения практически остаются на одном и том же уровне, по мнению зампреда комитета Госдумы РФ по экономической политике Михаила Делягина, вызвана тем, что государство закрывает глаза на реальность и изображает, что верит официальной статистике, вследствие чего активных мер по повышению реальных доходов населения не предпринимается.
Своими мыслями по поводу экономической ситуации в стране Михаил Делягин поделился в ходе пресс-конференции в ОСН. Информационным поводом для ее проведения стало заявление президента РФ Владимира Путина, сделанное им в ходе большой пресс-конференции 23 декабря, согласно которому по итогам года инфляция в стране ожидается на уровне 8%.
При этом президент отметил, что реальные доходы россиян выросли всего на 3,5%, и уточнил, что это средний показатель и на самом деле рост доходов коснулся далеко не всех. Владимир Путин также назвал повышение реальных доходов людей ключевой задачей. Правда, в то, что эта задача всерьез будет решаться, Михаил Делягин не верит:
«Рост доходов, если он и есть, носит сугубо символический характер и распространяется на небольшую часть общества. Когда мы говорим, что по итогам первых 9 месяцев года реальные доходы выросли на 4,1% и на 0,5% превысили докоронавирусное время (ну, может быть, как говорит президент, будут 3,5%), нужно понимать, что это достигнуто за счет вопиющего занижения роста цен. У нас, по официальным данным, инфляция в этом году будет чуть больше 8%. Понятно, что та инфляция, с которой сталкиваются люди в магазинах, намного выше. Соответственно, реальная динамика доходов населения значительно хуже».
Еще один участник пресс-конференции – доктор экономических наук, заслуженный экономист РФ Сергей Калашников также считает, что объективных условий для улучшения жизни россиян, для роста их благосостояния нет. По его словам, когда чиновники, обосновывая прогнозы по росту реальных доходов населения, ссылаются на рост отечественной экономики, следует иметь в виду, что этот «рост» отсчитывается от того падения, которое началось с 2014 года.
«И это настолько мизерный прирост по отношению к тому глобальному падению, что он не оказывает существенного влияния на повышение ВВП страны. Еще одна причина, по которой повышение реальных доходов россиян в ближайшее время вряд ли возможно, заключается в том, что те механизмы, которые на сегодняшний день создают экономический рост, они все направлены на импорт, а вовсе не на повышение внутреннего потребления. Таким образом, никаких объективных причин для роста благосостояния людей в 2022 году просто-напросто нет», – констатировал Сергей Калашников.
Кроме этого, по мнению Сергея Калашникова, не следует причину всех проблем искать в коронакризисе:
«Когда мы говорим о том, что ситуация с ковидом привела к нарушению логистических связей (что, безусловно, действительно так), привела к снижению производства и так далее, всё это надо рассматривать на фоне мировой статистики: мировая экономика в условиях ковида относительно тех показателей, которые были в 2019 году, растет. Влияние на цены, на инфляцию в мире достаточно незначительное: в странах ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития, в которую входят 34 государства. – прим. автора) это в среднем около 1%, максимум – 1,5%, тогда как у нас речь идет о порядка 10%. Другими словами, сопоставление с мировыми экономическими показателями за 2020 – 2021 годы показывает, что основная причина наших проблем заключается не во внешних факторах, а во внутренних».
Главный из этих «внутренних факторов», по словам Сергея Калашникова, заключается в том, что, несмотря на заявленные лозунги, правительство не заинтересовано и ничего не делает для того, чтобы решить проблему бедности в России. Именно этой незаинтересованностью объясняется, по мнению еще одного участника пресс-конференции – члена президиума Столыпинского клуба, экономиста Владислава Жуковского, глобальный масштаб кризиса, который сейчас переживает страна:
«Я вижу кризис системный, всеобъемлющий, который проявляется не только в росте цен, не только в продолжающемся падении доходов населения, но это и демографический кризис с рекордными темпами вымирания под 900 тысяч человек в этом году. Кризис в демографии просто чудовищный: 2,5 миллиона россиян – это смертность с ноября 2020-го по ноябрь 2021 года. Это при рождаемости ниже 1 млн 600 тыс. человек. Экономический кризис проявляется еще и в том, что россияне набирают кредиты рекордными темпами: с начала 2021 года они уже набрали 4 триллиона рублей. Долги перед кредитными организациями уже достигли 25 триллионов 700 миллиардов рублей. Как с ними расплачиваться, не понимает уже даже Центробанк. <…> Между тем доходы экспортеров сырья увеличиваются: прибыли компаний с начала года выросли более чем в 2,8 раза. Денег у них стало больше, но рабочих мест больше не стало, фонд оплаты труда не увеличивается».
На мой взгляд, вся экономическая политика последних лет оказалась направлена на то, чтобы богатые становились еще богаче, а бедные – еще беднее, а вся борьба с бедностью сводилась к разовой помощи отдельным категориям населения…
Сергей Ишков.
Фото Елены Смойкиной