Как заявил в ходе пресс-конференции в ОСН член комитета Госдумы РФ по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды Олег Михайлов, таких проблем много, но главной из них являются неудовлетворительные итоги мусорной реформы.
«Я считаю, что она не привела ни к каким значимым результатам, – заявил Олег Михайлов. – Более того, единственным результатом, к которому она привела, стало повышение тарифов. Реальных экологических проблем она не решает: ни в обращении с твердыми коммунальными отходами, ни в вопросах обращения с промышленными отходами. Дело в том, что в результате этой реформы началось строительство огромных полигонов (одним из которых был полигон на станции Шиес, который «благополучно» закрылся). Кроме того, в должной мере не ведется внедрение раздельного сбора отходов: то есть есть энтузиасты, которые этим занимаются фактически в частном порядке. Но никакого значимого государственного вклада, с моей точки зрения, в это направление, который бы позволил решить проблему снижения количества твердых коммунальных отходов, нет».
По мнению депутата, это происходит из-за того, что само государство и монополисты, которые владеют этим бизнесом, не заинтересованы в том, чтобы раздельный сбор отходов осуществлялся в серьезных масштабах:
«Потому что монополисты и региональные операторы, естественно, тогда лишатся объемов и, соответственно, прибыли».
Еще одной проблемой, которая перейдет в 2022 год и в дальнейшем вполне может стать причиной экологических катастроф, являются, по словам Олега Михайлова, изменения, внесенные в свод правил, которые регламентируют захоронение опасных промышленных отходов:
«Изменения в свод правил, подготовленные Минстроем, подразумевают возможность захоронения промышленных отходов (в том числе и токсических) на подтопляемых территориях. У нас огромная страна, и значительная часть наших земель являются подтопляемыми (это и заболоченные территории, и поймы рек, это тундра и т. п.). Если появится возможность захоранивать промышленные токсичные отходы в этих землях, это может привести к очень серьезному загрязнению окружающей среды с абсолютно непредсказуемыми негативными эффектами».
Говоря о задачах, которые комитет Госдумы РФ по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды собирается решать в наступающем году, Олег Михайлов указал на остающуюся нерешенной проблему, связанную с введением ограничений сроков эксплуатации изношенных нефтепроводов. Эту проблему тоже можно назвать «миной замедленного действия», заложенной под будущее экологическое благополучие нашей многострадальной Родины:
«Я, еще будучи депутатом Государственного совета Республики Коми, вносил такую законодательную инициативу, предлагавшую ограничить их срок эксплуатации. Таких старых, изношенных нефтепроводов очень много, и основной причиной нефтеразливов в нашей стране является их разгерметизация, вызванная коррозией. Единственной возможностью этот вопрос решить является введение ограничений и запретов на эксплуатацию изношенных нефтепроводов. Есть регламентные сроки их эксплуатации, но, к сожалению, сейчас есть нормы, которые позволяют срок их эксплуатации продлить. Причем делать это можно неограниченное количество раз! Я считаю, что это ненормально».
Еще один участник пресс-конференции – проектный директор российского отделения «Гринпис» Владимир Чупров отметил, что экологические проблемы в РФ, в общем-то, из года в год одни и те же, хотя всё-таки в 2021 году были установлены свои «антирекорды»: так, в уходящем году сгорело около 19 млн гектаров леса (для сравнения, чтобы понять масштаб трагедии: в промышленных целях за год вырубается 2 млн гектаров леса). Есть все основания назвать уходящий 2021 год «годом катастрофических пожаров».
«Нас («Гринпис». – С. И.) очень беспокоит то, что происходит в российских лесах. Нас очень настораживает ситуация с пожарами. На 2022 год в связи с этим запланирована очень большая экспедиционная деятельность», – поделился планами Владимир Чупров.
Отчасти, наверное, катастрофическим выгоранием лесов можно объяснить еще одно «достижение» 2021 года в сфере экологии: Минприроды выявило и опубликовало список регионов России с наиболее загрязненным воздухом, среди которых оказалось 35 субъектов.
Сергей Ишков.
Фото mospravda.ru
Мусор, если с толковыми руководителями, благо для любого региона, для любой страны, для всего Мира, т.к. его, даже несортированным (раздельный сбор вообще не нужен) вместе с резиной и фильтратом и прочих сточных вод, можно без остатка и экологически на все 100% безопасным способом переработать на электричество, газ, бензин, солярку, метанол, диметил, этил, мазут, цемент, редкоземельные металлы, азотные и минеральные удобрения и т.д. При инвестиции до десятка млрд. рублей в быстро окупаемый завод для массового производства оборудования всеядного непрерывного низкотемпературного пиролиза, то уже через 5-10 лет можно полностью перерабатывать без диоксинов и фуранов весь мусор любого региона в энергоносители, которые можно использовать для с/х и обделённых газом деревень и поселений. Мусор скоро станет стратегическим ресурсом и закапывать его (рекультивация), компостировать и сжигать в МСЗ могут только балбесы или враги народа! К сожалению, они, балбесы от экологии есть по всему Миру, в том числе и в экономически развитых странах!!! Сбор денег с народа за утилизацию ТБО можно вообще не брать. Также есть уже давно мало энергоёмкие технологии, которые могут решить проблему пресной питьевой воды, получая её из морской. Можно решить проблему с опустыниванием земель, изменив рацион там пасущихся животных. Энергоресурсы для реализации проектов можно получать из бесценного, в прямом смысле этого слова, бытового мусора.