СМИ активно сообщают о том, что в 2022 году спрос на новые автомобили критически превысит предложение, и уже сегодня очереди за автомобилями достигают 2023 года. При этом очередники не знают точной цены, которую придется выложить за новое авто, и сроки его получения. Эксперты в области автопродаж рассказали «Московской правде» о том, стоит ли становиться в долгую очередь за новым авто.
«Отложенный спрос, возникший во время локдауна 2020 года, до сих пор не реализован полностью. Опрошенные нами производители говорят о том, что из-за проблем с поставками до конца года баланс спроса и предложения восстановить не удастся. Это означает, что рост цен на авто и дилерские накрутки – две реальности, с которыми мы проведем, по меньшей мере, этот год», – рассказала генеральный директор компании «Газпромбанк Автолизинг» Лилия Маркова.
Эксперт отмечает, что спрос на новые автомобили постепенно перераспределяется, исходя из наличия тех или иных моделей в салонах дилеров. В выигрыше оказывается тот, кто смог оперативно наладить проблемы с логистикой готовых машин. Кроме того, в условиях дефицита и удорожания покупатели переключаются на сегмент подержанной техники с небольшим пробегом.
«Среди поставщиков новой продукции неплохо обстоят дела у большой немецкой тройки, особенно у BMW, у которой за всё время практически не было дефицита моделей. Сейчас можно, к примеру, без проблем приобрести бестселлер Х5. Нет проблем также с Audi A6, Toyota Camry, Chevrolet Trailblazer, всеми моделями Chery и новинкой Haval – моделью Jolion. В массовом сегменте поставки осуществляются с отсрочкой минимум в 1 – 2 месяца, например, по Hyundai и Kia. Из особо проблемных марок – Skoda. Придется набраться терпения также при поиске Lexus RX300, дизельных Volvo XC90 и XC40 или нового Genesis GV80», – предупреждает Маркова.
Что касается ценовой политики, эксперт констатирует, что уже в январе новые авто подорожали на 3 – 5%. Рост затронул практически все марки, в том числе отечественную Lada. Но к розничным ценам находящихся в салонах или ожидающихся в поставке машин в подавляющем большинстве случаев нужно прибавлять еще 10 – 15% – надбавку за дополнительное оборудование. По прогнозам «Газпром Автолизинг», дальнейший рост рекомендованных розничных цен на новые авто в 2022 году может составить 15%.
«Само по себе контрактование поставки автомобиля гарантирует лишь очередность его выдачи. В договорах оферты практически всегда содержится текущая цена и пункт о том, что финальная стоимость может измениться. Другое дело, что пока мы не видим объективных причин отката цен – в 2023 году мы окажемся в иной экономической реальности. Поэтому бронирование будущей поставки сейчас можно назвать синицей в руках», – предупреждает Маркова.
В качестве альтернативы длинным очередям и неизвестным окончательным ценам, а также срокам поставки, эксперт советует присмотреться к подержанным автомобилям с небольшим пробегом, на которые всё еще действует гарантия.
«Мы уже фиксируем тренд переключения спроса на этот сегмент. По нашей статистике, основанной на корпоративных продажах, два года назад на долю годовалых легковушек приходилось 19% от всех реализованных юрлицам машин, а в первом полугодии 2021 года – уже 27%», – рассказывает эксперт.
Лилия Маркова также обратила внимание на рост стоимости заемных средств, используемых примерно в 60% сделок по покупке новых авто. Она отметила и то, что Центробанк сейчас продолжает постепенное повышение ключевой ставки (аналитики компании прогнозируют очередной скачок в феврале – марте), сказывающееся на процентах по автокредитам и лизингу.
«Из чего следует, что в этом году лучшего времени для покупки уже не будет», – резюмирует эксперт.
Сергей Мохарев.
Фото “Московской правды”