Зависимость страны от импорта семенного материала растет

Председатель Комитета СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Алексей Майоров провел 1 февраля внеочередное заседание «О результатах реализации Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017-2025 годы».

Майоров подчеркнул, что речь идет не просто о продовольственной безопасности, но о национальной безопасности в принципе. Почему-то организаторы отказались от анализа контрольно-надзорной деятельности в селекции и семеноводстве. Хотя ситуация требует с нее начинать и ею заканчивать. Если не способны, нужно возвращать госмонополию на внешнеэкономическую деятельность и закрывать страну от коррупционного подкупа политическими мерами.

Председатель СФ Валентина Матвиенко поручила дважды в год докладывать о состоянии отечественной селекции и семеноводства, а докладывать, по сути, нечего. Зависимость России от импорта семенного материала неукротимо растет. Для продвижения импорта на отечественные поля и фермы используется множество приемов.

За рубежом на одного селекционера приходится пять маркетологов. Поставляются не просто семена, а пакет услуг с технологией, за исполнением которой поставщик тщательно следит. Чтобы привлечь производителей к своей продукции, организуются демонстрационные поля, под воспроизводство захватываются лучшие участки, производителей вывозят в Голландию и даже на море – отдохнуть от трудов праведных.

Отечественный селекционер номинально имеет преференции по субсидированию 70% закупок семян. В реальности этот механизм работает худо-бедно в тринадцати регионах. Остальные не удосужились принять необходимую нормативку. И к тому же норовят забрать землю селекционных центров.

Отечественный селекционер не имеет реальных возможностей авторского контроля за соблюдением технологий. В итоге урожай оказывается ниже выращенного из импортных семян. Дисбаланс позволяет продвигать в России семена сомнительного качества и происхождения. По каким-то странным причинам Всесоюзный институт растениеводства лишен права информировать производителей о новых сортах.

Президент Ассоциации производителей семян кукурузы и подсолнечника Игорь Лобач предупредил открытым текстом, что сначала надо хотя бы выровнять условия для отечественных и зарубежных поставщиков семян. Нужно создать условия для продвижения семян на рынок. Без стимулирования ничего не будет.

Директор Института права и развития ВШЭ Алексей Иванов единственный выступил в защиту рыночных отношений в селекции. Два года назад его коллектив подготовил большой доклад «Селекция 2.0». Автор утверждал, что очень много занимается развитием рынков и конкуренции. В итоге Иванов пришел к парадоксальному выводу, что рынок в развитии селекции не работает, и именно по этой причине его надо развивать. Откуда-то по своим неведомым простым смертным каналам профессор ВШЭ знает, что государство рано или поздно уйдет из поддержки, подпорки уберет и достижения отечественной селекции могут обнулиться.

Ссылки Иванова на опыт США, Австралии и Франции оказались, мягко говоря, подтасовкой. Дружеские советы из ВШЭ отторгли как практики, так и политики.

Зампред комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергей Митин на примере картофеля напомнил, что в советское время у нас было 42 селекционные станции и около восьмисот хозяйств для воспроизводства семян. Миллион тонн семян поступало на рынок. Российскими селекционерами выведено 29 сортов картофеля, но лицензионные соглашения заключены только на 13. Доля иностранных семян растет.

Сенатор Митин считает, что коль мы столкнулись с такой конкурентной борьбой, государство должно участвовать и включить таможенно-тарифное регулирование.

Депутат Сергей Лисовский выступил в своей манере резко. Стенания Иванова по рынку Лисовский грубо опроверг вестями с полей о полном отсутствии рынка уже лет шестьдесят. Отчет Минобрнауки Лисовскому читать смешно, и он не преминул поделиться впечатлениями публично. Писали его люди, которые не разбираются в материале.

Лисовский утверждал: если мы хотим быть независимыми, надо вернуть сельскохозяйственные вузы Минсельхозу и увеличить их поддержку.

Председатель комитета СФ по образованию, науке и культуре Лилия Гумерова назвала очевидной тотальную зависимость России от импорта семян. Бизнес не заинтересован в покупке отечественных семян. Годами покупали пакет услуг, получали хороший урожай, а на следующий год ничего не растет.

Гумерова считает, что необходимы инвестиции. Призывает аграриев объединиться с наукой. Главная наша цель – обеспечить продовольственную безопасность страны. В науку вкладываем миллиарды рублей. Задача – отчитаться не количеством открытых лабораторий, а объемом семян.

Кроме общих констатаций, ничего особо содержательного не прозвучало.

Еще дальше в русле констатаций и отчетности по открытым лабораториям ушел министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков. Он предлагает с научной объективностью подойти к ситуации, складывающейся в селекции и семеноводстве. Крайние оценки, в определении министра, эмоциональны.

По данным Фалькова, общая площадь сельхозугодий практически не изменилась. Есть мораторий президента на отчуждение земель. Необходимо наращивание человеческого капитала. Рост научных работников не такой большой. Привлечено 1100 научных сотрудников в 114 молодежных центров. Закуплено лабораторное оборудование. Министр нацеливает не на наукометрию, а на результат. Запустили ведомственную программу оснащения селекционной техникой. Производится взаимодействие с Росагролизингом. Сделали сильный шаг в рамках аграрной науки и аграрного образования. Например, Кубанский государственный аграрный университет получил миллиард рублей.

Минобрнауки стал ответственным исполнителем по семенам отечественной селекции. В оценках министра ситуация динамичная. Работа проводится совместно с коллегами из Минсельхоза.

Вице-президент Российской академии наук Ирина Донник отметила, что программа ФНТП нельзя сказать, что так уж плохо работает. Бюрократическая составляющая высокая. Есть серьезное опасение о вхождении в страну иностранных компаний. Качество и происхождение зарубежных семян вызывает очень большое сомнение.

Донник предлагает поднять вопрос о землях. В регионах большое желание забрать эти земли под другие цели. Мы ведь точно знаем, если наши селекционные достижения возделывать по технологиям, результат будет выше иностранных. Но почему-то существует предубеждение, что в посевы отечественных семян можно не доложить удобрений, не провести вовремя обработку. Если иностранная компания зашла, всё должно быть строго по технологии. Контроль нарушений не допустит.

Таким образом, минобрнауки Фальков был готов к обвинениям в некомпетентности, но ему, в общем, наплевать. Минсельхоз, конечно, тоже не подарок, но там хотя бы специалисты есть. Кому пришло в голову передать в Минобрнауки селекцию и семеноводство? Но ведь и онкологию тоже отдали туда же, с тем же успехом.

Не знаю, кто управляет страной? Но цели его кардинально противоречат поручениям Путина и Матвиенко.

Лев Московкин.

Фото с сайта Минсельхоза РФ

Фото с сайта минсельхоза РФ
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x