Реакцию российского фондового рынка на события последнего времени президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян определил как паническую.
Об этом Тосунян заявил в ходе пресс-конференции в НСН, при этом он отметил, что «паническая реакция никогда не бывает объективной». Информационным поводом для проведения этой пресс-конференции стал начавшийся 21 февраля катастрофический обвал российского фондового рынка, равного которому не случалось со времен Крымской весны. Как сообщали биржевые аналитики, на фоне обострения ситуации вокруг Донбасса индекс Мосбиржи рухнул по итогам основной сессии на 10,5% до 3036 пунктов. Под конец дня Россия признала независимость самопровозглашенных Луганской народной республики и Донецкой народной республики. На подписание указа президентом РФ нервно среагировали инвесторы, после чего индекс Московской биржи откатился к ноябрьским значениям 2020 года. Естественно, не улучшило ситуацию и официальное объявление о начале военной спецоперации.
«Сейчас не время делать какие-то оптимистические или апокалиптические прогнозы, надо выждать и посмотреть, на каком уровне рынок «устаканится» <…> Экономических предпосылок для таких скачков, кроме этой политический ситуации, нет. У нас, безусловно, есть внутренние экономические проблемы, у нас есть проблемы финансового рынка. Мы об этом говорим уже не первый год: например, о затянувшейся восьмилетней стагнации и о денежно-кредитной политике, которая не способствует укреплению недооцененного рубля. А эта политическая ситуация способствует тому, что падение рубля усилилось. Национальная валюта – это самая главная «акция», которая падает», – так прокомментировал события последних дней Гарегин Тосунян.
Как отметил еще один участник пресс-конференции – член президиума Столыпинского клуба, экономист Владислав Жуковский, несмотря на то, что политическая ситуация сейчас развивается даже хуже, чем можно было предполагать, большая война с НАТО вряд ли входит в планы российского руководства. И указывают на это, по его мнению, прежде всего некоторые экономические показатели:
«Обычно, когда война приближается, элита, бизнес, олигархи свои деньги выводят из юрисдикции потенциально враждебных стран. А у нас в прошлом году отмечался рекордный объем вывоза капитала (особенно в Европу, в Лондон и в Америку): 72 млрд долларов в прошлом году, и 390 млрд долларов за пятилетку».
Панику на фондовом рынке и падение рубля Владислав Жуковский объяснил тем, что люди не понимают, что происходит:
«Люди восприняли это как начало войны со всеми возможными дальнейшими последствиями: «заморозкой» валютных активов; с возможной «заморозкой» резервов Центробанка; с дефицитом валюты; с запретом на валютно-обменные операции. В этом ключе падение рубля до 88 – 89 рублей за доллар в моменте и остановка торгов, когда уже российские банки начали предлагать валюту по 100 – 110 рублей за доллар, всё это, конечно же, полнейший хаос <…> С целью остановить панику был введен запрет на «короткие продажи», но это решение было очень запоздалым».
Сейчас главное, по словам Жуковского, кроме, безусловно, скорейшего прекращения кровопролития, – это недопущение галопирующей инфляции, роста цен и дальнейшего обнищания населения.
«По возможным санкциям пока никакой конкретики нет. Все санкции будут ужесточены из-за начала военной спецоперации, о которой было объявлено сегодня. Возможно, будут расширены санкции по импорту каких-то технологий, полупроводников и т.п.; либо будут наложены какие-то ограничения на валютные операции российских банков за рубежом; либо это будет какое-то эмбарго на поставки России за рубеж сырья, хотя в этом Европа и США не заинтересованы из-за зависимости от этих поставок», – поделился предположениями Владислав Жуковский.
Но сейчас, по его мнению, самый большой риск заключается в том, что под разговоры о патриотизме и о «вставании с колен» нам опять объяснят, что «денег нет, но вы держитесь». Ведь давно известно, что когда «паны дерутся», «чубы трещат» именно у холопов, то есть, переходя к нашим реалиям, у широких слоев населения…
Сергей Ишков.
Фото “Московской правды”