Прогнозы туротрасли на лето делать рано, заявила исполнительный директор Ассоциации российских туроператоров (АТОР) Майя Ломидзе. Но туристический сезон, по ее мнению, состоится так или иначе.
Правда, пока, как отметила Майя Ломидзе в ходе пресс-конференции, организованной «Парламентской газетой», невозможно сказать, куда туристы смогут поехать и сколько это будет стоить. Такая неопределенность объясняется «шоковым» состоянием, в котором, по словам исполнительного директора АТОР, находится сейчас отрасль:
«Сейчас два ключевых момента, которые совершенно фатальным образом влияют на туризм: во-первых, это всё, что касается авиации (по сути, она близка к состоянию, которое можно назвать параличом); во-вторых, это всё, что касается возможности распоряжаться собственными средствами и валютой. Два эти обстоятельства повлияли преимущественно на выездной туризм. Про въездной туризм мы можем даже не говорить, потому что от тех зачатков его возрождения, которые мы наблюдали в конце 2021 года, и тех надежд, которые операторы связывали с 2022 годом, уже не осталось. На внутренний рынок проблемы с авиацией тоже влияют: например, закрытые аэропорты на юге, что само по себе, как факт, вносит тревогу в души наших путешественников. И таким образом, в «сухом остатке» мы видим серьезное снижение продаж: в сегменте выездного туризма это на порядки за последние две недели; в сегменте внутреннего туризма было сильное падение в начале недели (приблизительно в 3,5 раза), сейчас спрос начал немного восстанавливаться, но пока его сложно назвать ажиотажным. Речь идет о бронировании на ближайшие даты, так как путевки на лето люди боятся бронировать».
Как уточнила Майя Ломидзе, если говорить о внутреннем туризме, то сейчас люди с большей охотой бронируют поездки в ближайшие регионы, куда можно добраться на автомобиле и где меньше зависимость от авиационного транспорта.
«Как из этого «клинча» выберется туристическая отрасль, в данный момент не понятно. Мы направляли проект мер поддержки в Федеральное агентство по туризму, сейчас планируем направить в профильный комитет Госдумы и в аппарат курирующего премьера Дмитрия Чернышенко. На наш взгляд, это меры поддержки такого широкого спектра – от тактических, которые надо принять уже сейчас, до стратегических, которые позволят сохранить отрасль хоть в какой-то конфигурации. Понятно, что ту конфигурацию, которая была не то что в 2019 году, а даже в 2021 году, вряд ли возможно будет сохранить с учетом тех обстоятельств, в которых мы сейчас живем».
Говоря о негативном влиянии на туротрасль, Майя Ломидзе напомнила о российских туристах, которые сейчас застряли за рубежом в условиях практически отмененного авиасообщения:
«На сегодняшний день несколько тысяч российских туристов по-прежнему остаются в регионах Карибского бассейна (это Доминикана, Куба и Мексика). На 27 февраля их там было 18 тысяч. Сейчас, по нашим оценкам, тысяч 13 точно осталось. Есть также люди в Таиланде. Оттуда они тоже не могут вылететь, хотя там не было чартеров, а авиасообщение было на регулярных рейсах. Но тем не менее, по нашим оценкам, около 5 тысяч российских туристов находится в Таиланде. Есть некоторое количество людей в Египте (это тоже несколько тысяч человек). Там были чартерные рейсы, и их осуществление сейчас, в санкционных условиях, невозможно. Вопрос, каким образом эти люди будут доставлены на родину, как я понимаю, по-прежнему находится в проработке. Туристам неоднократно было предложено, если есть возможность, самостоятельно покупать билеты и «на перекладных» через те страны, с которыми у нас открыто небо, добираться на родину. Какие-то туристы, находившиеся в Венгрии или Сербии, воспользовались этой рекомендацией. Но за последние две недели в связи с тем, что произошло с курсом рубля, и в связи с тем, что у людей нет возможности снимать валюту и расплачиваться своими картами в месте пребывания, эта опция сильно сократилась, сильно сузилась. И сейчас рекомендация человеку купить билет, условно говоря, из Таиланда – это примерно 250 тысяч рублей на человека. Поэтому внятного ответа на вопрос, как им выбираться, сейчас нет. Сейчас этот вопрос находится в проработке у трех ведомств: Росавиации, Ростуризма и у Министерства иностранных дел».
Что будет в ближайшее время с авиасообщением, пока, наверное, не может сказать никто, но по России, как напомнила исполнительный директор АТОР, можно путешествовать на машинах и поездах, что и позволяет надеяться на то, что туристический сезон состоится так или иначе.
Сергей Ишков.
Фото “Московской правды”