Бумага изменит цвет, но не исчезнет

Офисная бумага, с дефицитом которой столкнулись некоторые регионы РФ после введения санкций, не исчезнет, но приобретет непривычный кремовый оттенок. Об этом в ходе пресс-конференции в НСН сообщил председатель правления Российской ассоциации организаций и предприятий целлюлозно-бумажной промышленности (РАО «Бумпром») Юрий Лахтиков.

После введения санкций несколько регионов России столкнулось с дефицитом офисной бумаги, кассовых лент и картона. Как говорят эксперты, в некоторых регионах бумага формата А4 подорожала в 8 – 10 раз. При этом Минпромторг пообещал, что в апреле ситуация должна стабилизироваться, однако имеющийся в РФ потенциал, за счет которого эту «стабилизацию» можно реализовать, судя по словам Юрия Лахтикова, не так уж велик:

«Если говорить об офисной бумаге, которая используется для печати на широкоформатных принтерах и на обычных принтерах (формата А3, А4), то ситуация здесь такая: у нас фактически только два крупных предприятия, которые ее производят: одно из них «Монди Сыктывкарский лесопромышленный комплекс», второе – Светлогорский комбинат, который находится близко к границе с Финляндией. Получилось так, что из-за отсутствия химикатов остановился Светлогорский комбинат. В отличие от других комбинатов, которые находятся глубже в России, в центре лесных регионов, его близость к границе с Финляндией определила, во-первых, логистику поставок (им было проще завести из Финляндии импортные химикаты, чем везти их через всю страну); во-вторых, эта остановка была обусловлена повышенными требованиями к экологии, из-за этого комбинат в свое время закрыл собственное производство химикатов. Поэтому этот комбинат первым оказался под ударом, и когда произошли известные всем события, его запасов хватило ровно на неделю. После этого производство офисной бумаги фактически прекратилось. В это же время «Монди Сыктывкарский ЛПК» продолжал производство в тех же объемах и даже нарастил их. И что важно отметить, он свои отпускные цены в этот период не повышал. Они отказались от импортных химикатов, стали производить бумагу без хлора, и соответственно она стала более экологичной, но у нее немного ухудшился показатель белизны. Она отличается от обычной бумаги кремовым оттенком».

Производство этой «кремовой» бумаги, по словам Юрия Лахтикова, уже идет, и это позволяет надеяться на то, что в ближайшее время проблема с нехваткой офисной бумаги будет решена. Если говорить о ситуации с дефицитом на бумагу для кассовых лент, то здесь, судя по его словам, всё складывается не так оптимистично:

«У нас в РФ бумагу для чековых лент сейчас практически не производят. Одно очень небольшое предприятие по ее производству есть в Калининградской области, второе – в подмосковной Балашихе. Ранее ее можно было купить по импорту без проблем, всё это везли из Европы. Сейчас проблема импортозамещения обострилась, и эту проблему стараются решить. Возможно, где-то получится внедрить такие производства, создать линии, которые будут резать бумагу на форматы чековых лент. Кто-то будет производить соответствующие «гильзы», чтобы они подходили под кассовые аппараты. Здесь целый ряд проблем, которые сейчас Минпромторг очень активно изучает и решает».

А пока Минпромторг ищет решения, некоторые магазины уже стали отказываться от печати чеков и переходить на электронные, хотя к этой инновационной инициативе Юрий Лахтиков относится настороженно:

«Я бы поддержал эту инициативу, если бы был уверен, что наша система не рухнет, не зависнет, что у нас не «обнулится» база продаж, что ее не взломают. Ведь бумага – это бумага, а что будет с цифрой, которая где-то там в «облаке»?»

Если говорить об импортозависимости отрасли в целом, то, как отметил Лахтиков, с проблемами из-за санкций столкнулись практически все:

«У нас оборудование для целлюлозно-бумажной промышленности фактически на 100% импортное, поэтому мы зависим не только от химикатов, но и от так называемой «одежды» машин: от сеток, валов, сукон, от комплектующих запчастей, насосного оборудования, энергетического оборудования, автоматизированных систем управления. У нас очень много технологических вопросов, которые мы не можем самостоятельно решить в настоящее время. Доля китайского импорта в оборудовании составляет от 10 до 40%, но они 100% потребностей нашей целлюлозно-бумажной промышленности не закроют, к сожалению».

Поэтому, как отметил спикер, сейчас есть два пути, причем продвигаться по ним надо одновременно: искать возможности приобретения оборудования за рубежом и параллельно возрождать свое машиностроение. Но так как целлюлозно-бумажное оборудование достаточно сложное и материалозатратное, максимум, что мы сможем сделать в ближайшее время, это добиться импортозамещения его отдельных узлов (например, сами делать валы), а полностью преодолеть импортозависимость можно только в перспективе нескольких десятков лет.

Сергей Ишков.

Фото “Московской правды”

Добавить комментарий