Российский авторынок могут спасти только экстренные меры

Арбат, дорога, машины, виды Москвы, Фото Наталия Бахарева

Российский авторынок может спасти максимальное облегчение ввоза автомобилей и запчастей из-за рубежа. Причем вводить такие меры надо срочно, в ближайшие 1,5 — 2 месяца. Такое мнение высказал в ходе пресс-конференции в ОСН, посвященной состоянию авторынка в РФ, руководитель рабочей группы Общероссийского народного фронта «Защита прав автомобилистов», автоэксперт Пётр Шкуматов.

Если не принять соответствующие меры, отечественный авторынок может начать «лихорадить», считает Шкуматов. Хотя, по словам эксперта, и до 24 февраля его состояние особого оптимизма не внушало: за последний год показатели российского авторынка упали почти в два раза. Продажи легковых автомобилей в марте 2022 года были на 43% ниже по сравнению с мартом 2021-го. Хуже ситуация была только в апреле 2020-го, когда в связи с режимом самоизоляции приостановили свою работу автосалоны. Причинами нынешней ситуации эксперты называют рост курса валют, санкции и приостановку поставок отдельных марок автомобилей и комплектующих. В итоге только за последний месяц новые автомобили подорожали в среднем на 35-45%.

Как пояснил еще один участник пресс-конференции, руководитель Национального автомобильного союза Антон Шапарин, надеяться на то, что эта ситуация на авторынке сама как-нибудь «устаканится», нет никаких оснований:

«Во-первых, для того, чтобы это произошло, нужна стабилизация ситуации на макрополитическом уровне. Во-вторых, совершенно необходимо, чтобы западные компании всё-таки остались, хотя сейчас существует высокая степень вероятности их ухода. Я слышал от своих знакомых, которые работают в их представительствах, что им осталось работать до июня. Если раньше дилеры во многом имитировали дефицит в медиа-поле и заставляли людей покупать автомобили с дополнительным оборудованием, то сейчас дефицит стал настоящим по целому ряду марок и моделей. Кроме того, когда нет восполнения парка продаваемых автомобилей, дилеры резко подняли цены: мол, если ты очень хочешь, то всё равно заплатишь, а мы готовы посидеть на наших «стоках». В третьих, для того, чтобы это всё прекратилось, необходимо принять несколько мер: например, снизить таможенные пошлины. Наши таможенные пошлины на ввоз автомобилей принимались в те времена, когда правительство решило, что автомобили нужно производить в РФ, создавать здесь заводы по производству их комплектующих, и для этого мы «убили» импорт автомобилей (прежде всего, бэушных) за счет тарифов. Сейчас эти тарифы нужно резко снижать, так как нам в нынешних условиях нужно насытить российский рынок. Потому что, если мы не можем начать производить машины сейчас, то тогда нам надо их ввозить».

Мнение Антона Шапарина поддержал и Петр Шкуматов:

«Сейчас время такое, когда на автомобильном рынке надо принимать смелые и быстрые решения. Надо резко снижать регулирование, которым автомобильный рынок оброс за последние 10 лет. Если этого не сделать, то нас будет ждать дефицит запасных частей, дефицит автомобилей и резкий рост цен на всё, что связано с автомобилями. Сейчас еще есть возможность этого не допустить», — предупредил Петр Шкуматов.

Как он напомнил, автомобиль – это техническое средство, которое изнашивается в процессе эксплуатации и требует постоянного технического обслуживания:

«Если всё это (обслуживание, обновление автопарка) будет откладываться, то нарастающим итогом накопится дефицит не только самих автомобилей, но и дефицит услуг и товаров, связанных с автомобилями. И в итоге мы можем получить очень тяжелую ситуацию в плане цен, и импорт китайских авто нас от этого не спасет. Во-первых, в Китае снижается производство машин по причине той же самой нехватки чипов, которые делаются на Тайване. Во-вторых, китайский рынок довольно большой, и там тоже существует дефицит автомобилей, там тоже китайцы стоят в очереди на покупку авто. Но даже если китайцы «зайдут» на российский рынок и увидят, что здесь дефицит в 1,5 миллиона машин в год, неужели вы думаете, что они не взвинтят цены? Да, конечно, они их взвинтят. То есть, мы будем платить китайцам три цены за авто только потому, что мы своим гражданам не даём возможности ввезти этот автомобиль частным порядком из-за рубежа. Это сейчас фактически запрещено экономически и технически: потому что безопасность, регламент, утилизационные сборы, экология и т.д. Все эти требования в современной ситуации подлежат уж если не отмене, то наложению моратория. Причем делать это надо срочно».

Рассуждая о весьма туманных перспективах возрождения отечественного автопрома, Антон Шапарин пояснил, как это может приблизительно выглядеть:

«Отечественные автопроизводители (например, АвтоВАЗ или КАМАЗ) сейчас смогут восстановить по старым чертежам производство двигателей внутреннего сгорания и коробок передач, которые отжили свой век еще 20 лет назад, или адаптировать эти технологии к каким-то более или менее современным требованиям, насколько это в целом возможно. В это будет «зарыто» колоссальное количество денег и колоссальное количество времени. Нам предлагают жить в условиях автомобильного дефицита (примерно, как на Кубе) и ждать, пока наши автопроизводители что-то «родят». Допустим, они что-то родят примерно к 2027 году, когда уже весь мир дружно перейдет на другие источники энергии. Эти двигатели будут не нужны, соответственно единственное, что сейчас нужно делать, это разрешить людям ввозить автомобили, а отечественному автопрому форсированными темпами двигаться в сторону электрификации или в сторону водородных технологий. Тогда они смогут выжить не как производители «кофемолок», а как производители современных автомобилей».

Такие вот неутешительные выводы. И очень не хотелось бы идти по первому пути «возрождения» отечественного автопрома (т.е. десятки лет на основе своих устаревших чертежей будем изобретать никому не нужный «велосипед»), но подобное вполне вероятно. Во-первых, для того, чтобы всему миру в очередной раз наглядно продемонстрировать свою «суверенность», а во-вторых, потому, что под эту бессмысленную затею можно будет «освоить» колоссальное количество денег.

Сергей Ишков.

Фото Наталии Бахаревой