74% россиян не уверены в защищенности своих персональных данных

По данным опроса ВЦИОМ, лишь 3% россиян полагают, что их персональные данные, попавшие в цифровую среду, полностью защищены.

Данные опроса озвучил генеральный директор Фонда ВЦИОМ Константин Абрамов, принявший участие в экспертной дискуссии «Стратегии киберобороны: как обеспечить информационную безопасность граждан», прошедшей на площадке ТАСС. Еще 20% участников опроса, по его словам, считают, что их персональные данные «скорее защищены»; 26% убеждены, что абсолютно не защищены, и еще 48% думают, что «скорее не защищены». Основной причиной утечек персональных данных большинство респондентов – 49% – считают злоупотребления полученными данными стороной, которая имеет к ним доступ; 15% – небрежное отношение к персональным данным самих людей; 14% указали на несовершенство законодательной системы, регулирующей хранение и использование персональных данных; 13% полагают, что причиной утечек является недостаточно высокий уровень технологий, используемых для обработки и хранения.

Но, несмотря на все опасения и реально существующие угрозы, россияне из-за развития цифровых технологий и сервисов всё чаще сталкиваются с необходимостью делиться своими данными как при непосредственном обращении в государственные органы и коммерческие организации, так и при использовании интернет-ресурсов. Так, 49% участников опроса сообщили, что предоставляли персональные данные при получении банковских услуг (например, при оформлении кредита или получении зарплатной карты); 46% давали разрешение на определение своей геолокации при использовании навигаторов и прочих приложений, программ, сайтов; 45% – при регистрации на сайтах госучреждений; 38% – оформляя доставку на дом товаров или еды; 35% – при регистрации в соцсетях; 25% – при заполнении документов при устройстве на работу или поступлении на учебу.

При этом лишь 15% респондентов хорошо знают и могут рассказать, как эти данные будут использоваться; 47% что-то про это слышали, но без подробностей; 37% заявили, что вообще ничего не знают об этом.

37% респондентов считают, что государственные компании в первую очередь используют полученные данные для подтверждения личности; 32% – чтобы упростить процедуру получения услуг; 26% – чтобы взять под контроль жизнь людей; 10% – ради незаконной продажи персональных данных.

На тот же вопрос в отношении коммерческих компаний 42% ответили, что их данные могут быть использованы для того, чтобы предлагать товары и услуги; 28% – чтобы улучшить сервисы, товары, услуги; 20% – чтобы упростить процедуру получения услуг; 17% – ради незаконной продажи персональных данных; 11% – чтобы взять под контроль жизнь людей.

Наибольшую угрозу кибербезопасности граждан, по мнению Константина Абрамова, по-прежнему представляют телефонные мошенники:

«Именно с ними чаще всего сталкиваются наши граждане. 57% заявляют о том, что им поступали звонки или СМС-сообщения от мошенников, а в крупных городах, таких как Москва и Санкт-Петербург, об этом заявили 70%».

В 38% случаев такие звонки и сообщения были связаны с банковскими товарами и услугами (денежные переводы, операции по счетам); 27% – с операциями с банковской карточкой; 8% – с кредитованием; 3% – с денежными выигрышами; 3% – с медицинскими услугами; 2% – со звонками от якобы родственников и друзей с просьбой перевести деньги (при этом причиной просьбы зачастую указывается попадание в полицию).

«9% россиян, по нашим данным, понесли материальные убытки в результате действий телефонных мошенников (они говорят о значительном или незначительном денежном ущербе). 6% понесли значительный денежный ущерб. 79% россиян считают возможным, что могут в будущем оказаться жертвами телефонных мошенников», – отметил Константин Абрамов.

Правда, как сообщил заместитель начальника отдела Управления общественных связей МВД РФ Сергей Звягинцев, также принявший участие в экспертной дискуссии, в положении с кибербезопасностью россиян с 2021 года отмечаются перемены к лучшему:

«По официальной статистике МВД РФ, в 2018 году был зарегистрирован почти двукратный рост числа преступлений (на 92,8%), совершенных с использованием информационных и телекоммуникационных технологий. В 2019 году этот прирост составил 68,4%; в 2020 году прирост составил 73,4% и в абсолютных цифрах превысил полмиллиона противоправных деяний (было зарегистрировано 510 тыс. таких преступлений). А вот по итогам 2021 года, опубликованным в январе, этот рост составил 1,4%. Более того, по статистическим данным МВД РФ, опубликованным в начале марта 2022 года (за январь и февраль), мы наблюдаем падение числа зарегистрированных преступлений по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 2,2%».

К уменьшению числа киберпреступлений привела, по мнению Сергея Звягинцева, в первую очередь, эффективная профилактическая работа, которую проводили представители волонтерских и общественных организаций, а также представители правоохранительных органов. Наиболее эффективной из мер, используемых в этой профилактической работе, стало, по словам Сергея Звягинцева, обучение граждан так называемой «цифровой гигиене» (правилам поведения в цифровом пространстве), а также приемам распознавания противоправной цифровой деятельности. Всё это, по мнению начальника отдела Управления общественных связей МВД РФ, поможет россиянам не только избежать материального ущерба, но и не потерять «свою личность» (т.е. свои персональные данные) в коварном цифровом пространстве.

Сергей Ишков.

Фото “Московской правды”

Яндекс, телефон, мошенники, тревога, фото Московской правды

Добавить комментарий