«Росгеология»: итоги 2021 года и стратегия развития

Геологоразведка – такой же неотъемлемый атрибут великой страны, как полеты в космос, Большой театр и музыка Чайковского. И вот спустя десятки лет провала она возвращается.

На профессиональном языке это называется прирост запасов минерально-сырьевой базы. Геолог – это тот, кто ничего не терял, а всю жизнь ищет. Нелегкая работа геолога воспета бардами и профессиональными гимнами.

Теперь другие песни и другие, принципиально новые технологии геологоразведки. Благодаря новым технологиям удалось обнаружить месторождение рудного золота имени Бориса Константиновича Михайлова на Кавказе в Кабардино-Балкарии, где никому и никогда прежде не приходило в голову искать золото. Запасы в размере 87 тысяч тонн поставлены на государственный баланс. В перспективе просматривается еще несколько месторождений, более компактных, на меньшей высоте.

Об этом рассказал на пресс-конференции в ТАСС глава «Росгеологии» Сергей Горьков в понедельник, 11 апреля.

Также на государственный баланс поставлено месторождение молодого урана Орагочи в Забайкальском крае с запасами 425 тонн. Это первый уран, открытый в России после долгого перерыва.

Поставлено на баланс Коскальское месторождение каолина с запасами 366 миллионов тонн. Каолин – белая глина на основе окиси алюминия и силиката, используется для производства переплетных материалов, резины и пластмасс, для отбеливания бумаги и картона. Прежде ее приходилось завозить из Украины.

В Крыму идет разведка пресноводных месторождений на глубине до пятисот метров. Для такой глубины используются технологии нефтяных станков. Пресную воду открыли под Азовским морем.

Сергей Горьков возглавил «Росгеологию» три года назад. На тот момент у ведомства был самый высокий процент неисполненных обязательств – на пять миллиардов рублей. В 2021 году исполнение составило 116%. Коммерческие контракты достигли рекордного показателя, из них 40% – зарубежные.

Работа «Росгеологии» переформатирована на цифровой лад. Построили смарт-офис. Централизовали и сделали распределенной юридическую службу. Активно развивали отечественную систему 1С. В направлении геологии 95% закупок уже осуществлены Сезон начнется 1 мая, и пока не видно риска ни для одного контракта.

«Мы последовательно занимаемся цифровизацией в импортозамещательном формате», – сообщил Горьков. Осенью, скорее всего, будет объявлено о создании Венчурного фонда. Это будет фонд для институциональных инвесторов для юниорских компаний.

Рассказывая о перспективах, Горьков отметил, что «Росгеология» активно участвует в тендерах в Индийском океане, Узбекистане и Монголии. Производится глубокое бурение в Казахстане. Выигран тендер на Северном Урале по полиметаллическим рудам.

Потеря из-за санкций двух контрактов в Средиземном море и Северном море неприятна, но восполнима.

Сформированы новые партии 3D-сейсмики. Построили новую буровую установку на судне.

Планы по трем судам универсального плана – больше стратегические. Раньше под каждую операцию строились отдельные суда, причем в Польше.

Новая установка для бурения на море произведена в Оренбурге. Тяжелую буровую делает Уралмашзавод. Отечественная М3 машина делается в Кимрах и прошла зимние испытания.

В Арктике Росгеология работает для Газпрома и Роснефти. На Таймыре – для большого количества компаний Якутии.

Вся сумма докапитализации Росгеологии будет направлена на покупку только российского оборудования.

Ведомство геологической разведки образовано в 1918 году в форме Московского отделения Геологического комитета (МО Геолкома). В нынешней хозяйственно-правовой форме Росгеология основана 15 июля 2011 года по Указу президента РФ № 957 «Об открытом акционерном обществе «Росгеология» путем переименования ПАО «Центргеология».

Согласно Википедии, российские корни геологоразведки уходят глубоко в прошлое. Первое упоминание в летописях о государственной экспедиции для поиска серебряных и медных руд в Печорском крае относится к 1491 году.

В 1584 году Иван Грозный учредил Государев приказ каменных дел, который ведал казенным каменным строительством, поиском, разведкой и добычей строительных материалов, а также руд железа и цветных металлов. Поиском полезных ископаемых занимались мерщики, дозорщики и рудознатцы. В приказ поступали челобитные от рудознатцев, по которым снаряжались экспедиции на поиски рудных месторождений.

Горное дело развивалось в России благодаря сочетанию государственной поддержки и предпринимательства. Настоящий расцвет геологоразведки произошел в советское время, когда нашли нефть в Западной Сибири. Отрасль получила поддержку на самом высоком стратегическом уровне наряду с оборонкой.

Советские технологии глубокого и сверхглубокого бурения позволили добыть керн доисторического льда, и по нему была построена хронология содержания углекислоты и температуры земной атмосферы за несколько сотен лет.

На Кольском полуострове был реализован фантастический проект сверхглубокого бурения. Секретность сыграла злую шутку, проект подвергся дискредитации. Старые мифы воплощены в фильме «Кольская сверхглубокая». Связей с реальностью в нем нет. По счастью, правдивых книг и фильмов об отечественной геологии и горном деле намного больше. Все мы помним ласковые сказки Павла Бажова и многие смотрели хотя бы один из двух фильмов «Территория» по одноименному роману о поиске золота на Крайнем Севере.

После распада СССР наступил провал. Мингео слили с природоохранным ведомством, что губительно сказалось на обоих направлениях. И вот наступает возрождение.

Лидер эсеров Сергей Миронов на отчете правительства 7 апреля в резкой форме потребовал выделить Роснедра в самостоятельное ведомство с прямым подчинением правительству. Председатель правительства Михаил Мишустин дрогнул под напором, но ответить по сути ему было особо нечего.

Процесс импортозамещения сознания идет медленно. Но с момента обострения санкционной войны россияне уже воочию увидели, как богата страна. До сих пор об этом были только разговоры.

Пресс-конференция Сергея Горькова завершилась сакральным вопросом: сколько осталось запасов нефти в России? Ответ последовал вполне ожидаемый: все будет зависеть от технологий разведки и добычи. Тридцать лет назад говорили, что нефти осталось на тридцать лет. Тридцать лет прошло, и об этом уже не вспоминаем. Запасы угля увеличиваются.

Глава «Росгелологии» обещал делать всё, чтобы развивать российскую геологию. Остается пожелать ему удачи.

Лев Московкин.

Фото «Росгелологии» 

Фото "Росгеологии"

Добавить комментарий