Екатерина Мизулина: фейки и сколько за них платят

Работа против России доходнее, чем на Россию. Наступила новая эпоха: глобальная сеть коммерческого PR-маркетинга получает от 21 до 24 миллионов долларов в сутки на шесть миллионов публикаций. Об этом рассказала директор Лиги безопасного интернета, член Общественной палаты РФ Екатерина Мизулина .

Мизулина на пресс-конференции в МИА «Россия сегодня» в среду, 13 апреля, рассказала об итогах мониторинга фейков, распространяемых Западом в ходе информационной войны против России. Озвученные цифры бьют по сознанию.

Екатерина Мизулина сообщила, что мониторинг проводился с 24 февраля по 12 апреля 2022 года. Велся круглосуточный мониторинг с использованием искусственного интеллекта, полуавтоматической работы и ручной аналитики. Пригласили большую команду экспертов из сферы диджитал, IT и маркетинговых коммуникаций. Обработано более 240 миллионов публикаций 41 тысячи российских и иностранных СМИ.

По данным мониторинга, уже почти 5,5 миллиона фейков различного свойства о спецоперации России и россиянах распространено в СМИ и социальных сетях во всем мире. На кампанию дезинформации за указанный период затрачено уже больше 1,15 миллиарда долларов США. в ее реализации принимают участие более шести тысяч IT-специалистов на территории России, Украины, Белоруссии, Польши и ряда других стран. Задействованы иностранные медиа, коммуникационные и рекламные агентства, которые получают задания напрямую и распространяют дезинформацию.

Каждый день на кампанию тратится от 21 до 24 миллиона долларов. По текущему курсу – более двух миллиардов рублей в сутки спускается на то, чтобы производить, распространять и продвигать на пространстве социальных сетей деструктивный контент.

Только на продвижение фейка о событиях в украинской Буче, который стал одним из центральных в атаке на Россию, потрачено уже более 46 миллионов долларов за несколько дней. И этот фейк продолжает распространяться достаточно активно.

Шесть миллионов долларов тратится ежедневно на закупку трафика и продвижение фейков. Пять миллионов в день – на закупку рекламы YouTube и Goggle Ads с пиками дезинформации применительно к аудитории по всему миру. Это оценка диджитал-специалистов.

Большое внимание уделяется пиратским платформам.

Один из ключевых элементов кампании – расходы на работу с поисковой выдачей, то есть вытеснение из одних ссылок и продвижение других. Поднимают, чтобы больше пользователей видели. В основном, продвигаются недостоверные источники информации. Они поднимаются в топ как поисковой системы Google, так и, к сожалению, Яндекса.

700 тысяч долларов в сутки уходит на работу SEO-специалистов – на закупку proxy-ссылок, накрутку поведенческих факторов, создание PBN.

PBN – это сеть сайтов одной тематики для продвижения заданного сайта. SEO-агентство скупает раскрученные тематические блоги с заданными показателями по качеству сайта и трафику на этих ресурсах и размещает ссылки на продвигаемый сайт.

Это большая работа. Велики расходы на оплату труда диджитал-специалистов – SEO, арбитражники, дизайнеры, креативщики. Финансирование – примерно 3 миллиона долларов ежедневно. В последнее время число специалистов, занятых в кампании, только растет.

Это, конечно, тревожный звоночек для всех нас, считает Мизулина. То есть они активно ищут специалистов, чтобы их вовлечь в орбиту информационной войны против России. Подключены и крупные мировые PR-компании. На работу ведущих мировых PR-агентств и консалтинговых компаний уходит 3,8 миллиона долларов ежедневно, чтобы они создавали различные сюжеты.

Активно привлекаются блогеры и лидеры общественного мнения. На это тратится 2 миллиона долларов в день. Есть блогеры, специально отправленные на границу с Украиной и Польшей, чтобы производить деструктивный контент на месте, снимать и заниматься фальсификаций. Большое число блогеров подключено на территории США – с использованием популярных лиц, лидеров общественного мнения, которые такие фейки распространяют.

Команда Мизулиной видит большую работу, достаточно структурированную, по DDos- и SQL-атакам сайтов органов власти и СМИ.

Имеется в виду внедрение в запрос SQL-кода способ взлома сайтов и программ, работающих с базами данных.

Все ведущие СМИ подвергались такого рода атакам. На информационные атаки на сайты органов власти и СМИ России тратится 700 тысяч долларов ежедневно. Причем более полутора миллиардов долларов заранее потратили на закупку и поддержку специального оборудования.

Еще один важный момент, с которым многие россияне сталкиваются, это звонки и рассылки сообщений гражданам России с угрозами, фотографиями, фейками. Это тоже организованная работа, и на нее уходит 300 тысяч долларов в сутки.

Работа не останавливается, и видно, что всё мошенничество с помощью IP-телефонии было полностью заменено на рассылку с рассказами о спецоперации, о якобы погибших и пленных военнослужащих. Активно атакуют родственников военнослужащих. Предлагают разные услуги, в том числе предоставить информацию о родственнике за определенную денежную сумму.

Мизулина сообщила и об активном распространении недостоверной информации на пространстве Википедии, которая входит в пятерку лидеров доверия. По ее словам, можно говорить, что сейчас уже это не свободная энциклопедия, а оружие дезинформации и элемент этой войны. Ранее заявленная как самоуправляемая площадка, Википедия сейчас захвачена антироссийскими силами с русофобскими настроениями разнообразных модераторов и редакторов этой энциклопедии.

Опасность еще и в том, что многие дети пользуются Википедией при подготовке к урокам, пользуются ей и студенты, хотя Википедии нельзя доверять как верифицированному источнику. Эксперты Игорь Ашманов и Наталья Касперская даже в книгах писали об опасности Википедии. Некоторые эксперты вообще считают, что Википедия является самым большим фейком в мире.

Существует миф, что миллионы людей добавляют информацию в Википедию, редактируют информацию. Это, по мнению специалистов, не совсем соответствует действительности. В англоязычной Википедии всего полторы-две тысячи авторов, в русской версии их 500 – 600 человек. Еще один популярный миф, связанный с Википедией, – то, что эту энциклопедию пишут люди. В действительности же боты также являются активными авторами статей, прежде всего, в англоязычной Википедии.

«Это большой проблемный момент, с которым мы столкнулись», – отметила Мизулина.

Отдельно она рассказала о распространении контента с призывами к насилию против русских на платформе видеохостинга YouTube. Выкладывается то, что нельзя размещать в публичном пространстве – с жестокостью, трупами. Это видят дети, когда смотрят мультики. Диалог с YouTube не получается, штрафы на территории России они не платят. Если ситуация не изменится, то не останется иного выбора, кроме применения технических мер.

Мизулина подробно ответила на вопрос, как отличить фейк от верифицированных источников. Этот один из ключевых во всем мире вопросов стоит очень остро. Есть ряд маркеров в действиях журналиста, на которые следует обратить внимание.

По словам Мизулиной, оригинал всегда лучше пересказа. Поэтому всегда надо искать оригинальный источник информации и смотреть, насколько ему можно доверять, не является ли источником новости желтое СМИ или какая-то из тизерных сеток с громкими заголовками.

Второй момент – важно смотреть взаимосвязь источников, не являются ли они связанными, партнерской сетью.

Третий момент в том, что разнообразие фейковых сообщений очень низкое, практически перепосты одного и того же. У настоящей новости много участников и свидетелей, они по-разному описывают то, что произошло. Настоящая новость имеет много верифицированных ведущих СМИ.

В цитатах не следует ориентироваться на репутацию и авторитет источника, проверять надо как факты, так и цитаты, с какого бы высокого уровня ни было озвучено данное лицо.

Мизулина предлагает обращать внимание на суть, смысл сообщения, а не на мелкие детали, которых часто бывает много в фейках для отвлечения внимания. Нужно проверять источник, проверять оригинал и по возможности обращаться к СМИ, которые дорожат своей репутацией.

Для защиты детей от деструктивного контента Мизулина предлагает обратить внимание на родительскую аудиторию. Многие родители не знают о деструктивных группах в сети, работают модераторы, ребенок подвергается воздействию и не воспринимает позитивную информацию. Поэтому надо использовать родительские настройки и ограничивать экранное время, убеждать ребенка больше времени проводить офлайн.

Отвечая на вопрос о замещении иностранных интернет-платформ, Мизулина подчеркнула, что нас уже есть отечественные платформы ВКонтакте, Одноклассники, Telegram, Рутуб, Яндекс.Дзен.

«Я надеюсь, у нас все получится, у нас другого варианта нет. Специалисты у нас лучшие в мире, мы до сих пор выпускаем наибольшее число специалистов», – сказала Екатерина Мизулина.

Я не во всем с ней могу согласиться и потому прокомментирую.

Что касается русской Википедии. Она много лет подвергалась дискредитации как источник достоверной и глубокой информации, причем параллельно шли атаки по тем же причинам на русский сегмент ЖЖ. Затем русскую Википедию начали подвергать цензуре для подавления информации классиков отечественной науки, в частности, по эволюционной генетике. Тщательно уничтожалась правда о деструктивной деятельности НКО с зарубежным финансированием.

Системное использование Википедии против России началось относительно недавно, да и то для получения специальных знаний данный факт мало вредит. Скорее, наблюдается обратный эффект: после внедрения русофобии цензуры достоверной информации на интернет-платформах по объему стало меньше, она сконцентрировалась на информации, предназначенной для маргинального сегмента аудитории в России и аудитории тех стран и по тем направлениям, где достоверная информация исключена.

В отношении маркеров недостоверности Екатерина Мизулина использует умозрительную схему. Наше с Натальей Вакуровой научное исследование показало, что российское публичное информационное поле стало мощным источником содержательной информации, но при этом она может появиться где угодно, подобно неразменному пятаку Александра Привалова в повести Стругацких.

Система диагностических признаков фабрикаций подобна синдрому врожденного уродства, она относительно уверенно работает в комплексе. Сюда относится вброс информации одновременно с событием или раньше него. Классические примеры для России – удушение Павла Первого или сообщение о взрыве жилого дома в Волгодонске за три дня до взрыва.

Работа по изготовлению информации о сфабрикованных событиях не является журналистской, оплачивается на порядки выше и проводится вне редакции, что, собственно, и следует из доклада Мизулиной.

В чем ее информация заведомо достоверна – для политических целей действительно применяется инструментарий коммерческого PR, разросшийся до размера интегрированных маркетинговых коммуникаций. Одни и те же мемы циркулируют по разным площадкам, разным носителям из онлайна в офлайн и обратно. В данной сфере деятельности, в отличие от репортерской журналистики, нет конвергенции. Однако если СМИ является mainstream media, это не значит, что там не может появиться эксклюзивная достоверная информация. Таким СМИ надо привлекать аудиторию.

Мелкие детали действительно используются в фейках для отвлечения от сути, но это далеко не универсальный признак. Например, корреспондент Петербургской газеты Алоизий Макгаен использовал мелкие детали для придания эффектов достоверности и присутствия репортажам о турецком геноциде болгар. В результате Россия начала войну с Турцией за освобождение Болгарии, как сейчас ведет войну с США за освобождение Украины.

С другой стороны, есть и такой пример: когда канадский писатель Фарли Моуэт написал великолепную научно-популярную книгу «Не кричи: «Волки!» с множеством бытовых и натуралистических деталей по материалам наблюдений и исследований в полярных зонах, и лишь спустя много лет выяснилось, что никакого путешествия не было.

С сожалением вынужден констатировать, что исследование одного только интернета и только в заданном ограниченном временном этапе неизбежно дает однобокую картину. С фальсификацией науки мы сталкивались практически всегда. Эволюционист Юрий Чайковский в своих фундаментальных трудах описал такой важнейший диагностический признак фальсификации, как презумпции заданных результатов исследования. Этот диагностический признак носит абсолютный характер.

Последнее десятилетие управляемая русофобия и депрессивный контент активно насаждается в русском кино, телевизионных ток-шоу, книгоиздании, в законодательстве, на конкурсах и фестивалях, даже в Тотальном диктанте. То есть практически повсеместно. Для США это старая история, в их прессе кампании дискредитации идут с основания государства – против коренного населения, работников по найму, мужчин, детей, института семьи.

В последнее время англосаксонская цивилизация возвращается к варварству с подменой красоты уродством, что, собственно, принесли в мир варвары две тысячи лет в составе культуры отмены античных идеалов красоты.

Носители депрессивной дезинформации ведут себя агрессивно, подобно неофитам религиозного фанатизма.

В России со стороны власти много было сделано для развития Рунета и превращения его в источник достоверной информации.

Но ключевую роль в развитии того, что сейчас исследует Мизулина как дезинформационную кампанию против России, сыграли три момента из постсоветского прошлого: подавление отечественного ПО Lexicon и Русский офис для зачистки ниши Microsoft, уничтожение содержательности школьного предмета «Информатика» двадцать лет назад и затем – десять лет назад – дискредитация Яндекса в пользу Google. Делалось это в значительной степени по коррупционным схемам при попустительстве исполнительной власти. Спохватились в 2014 году, когда поток фейков против Кремля и Путина с Украины в российских сетях достиг критического уровня.

Таким образом, исследованная Екатериной Мизулиной кампания дискредитации не содержит ничего принципиального нового. Ее технологическая сторона описывается фильмом Фёдора Бондарчука «Вторжение», а мотивация – картиной Джаника Файзиева «Вратарь Галактики». Естественно, оба фильма подверглись дискредитации.

Лев Московкин.

Коллаж “Московской правды”

коллаж Алёны Бодриенко

Добавить комментарий