Государственная Дума РФ на специально отведенном под вопросы Банка России заседании в четверг, 21 апреля, заслушала годовой отчет по работе Центробанка в 2021 году, а затем приняла пять постановлений – о переназначении Эльвиры Набиуллиной главой ЦБ, а также об увольнении одного и назначении трех членов Совета Директоров ЦБ.
Назначены Юрий Исаев, Филипп Габуния и Алексей Заботкин.
К неприятному удивлению председателя Думы Вячеслава Володина, две фракции из пяти – коммунисты и эсеры – не поддержали кандидатуру Набиуллиной. Однако Володин, прав в том, что ответственность надо делить на всех. И в 1998-м, и в 2008-м годах Дума работала, но никак не помешала подготовке кризиса, скорее способствовала принятием соответствующих решений.
Символично, что в кадровом пакете принято постановление об увольнении из Совета директоров Центробанка Сергея Игнатьева. Он давно уволился из ЦБ «по собственному». Говорят, что в связи с возрастом, но мне почему-то кажется, что Игнатьев не был согласен с либеральным курсом преемницы. Она его, кстати, благодарила теплыми словами.
Игнатьеву выпало возглавить ЦБ в трудное время первых последствий допуска на российский фондовый рынок западного спекулятивного капитала. Против валютных спекулянтов есть один инструмент – повышение ключевой ставки, но он же душит финансирование экономики.
Игнатьев выступал в Думе честно и отвечал на вопросы прямо. А глава ЦБ эпохи правительства Примакова-Маслюкова Виктор Геращенко к тому же и вел себя независимо.
С Набиуллиной же – сплошные неувязки.
Она несказанно порадовала председателя Думы, что дефолта не будет. Володин даже аргументов представить не попросил, поверил на слово.
Хотя надо отдать должное Володину, он по крайней мере потребовал изменить очередность и перед кадровыми вопросами заслушать отчет ЦБ.
Набиуллина была просто обязана представить проект новой денежно-кредитной политики. Но нет, она отделалась опять же голословными обещаниями. Борьба с инфляций декларативно остается, по ее словам, абсолютным приоритетом.
Как рассчитывается инфляция – абсолютно непонятно, кроме того, что значительное превышение реальной инфляции над официальными данными – это общемировая беда. В США и ЕС та же картина.
Председатель комитета ГД по финрынку Анатолий Аксаков в соответствии с должностью всячески поддерживал Набиуллину и всё же заявил: «Главная задача — не свалиться в гиперинфляцию. И это то, что сегодня должно быть главным. Но совершенно справедливо сегодня было сказано, что если раньше с инфляцией боролись только учетной ставкой, это было главное средство, то сегодня главным средством борьбы с инфляцией должно стать насыщение рынка, и поэтому только ставки уже недостаточно».
Председатель комитета ГД по контролю Олег Морозов по своей должности проанализировал отчет и остался в состоянии недоумения.
«В целях парламентского контроля комитет использовал два инструмента – проанализировал постановление об отчете Банка России за 2020 год и оценил, насколько проводимая им в прошлом году политика содействовала развитию страны.
Первый маршрут тут же породил немало вопросов. Так, по предыдущему отчету из 24 пунктов нашего постановления половина содержит формулу «продолжить работу», что не позволяет сопоставить задачу и результат.
Кроме того, анализируя годовой отчет банка, Дума традиционно предлагает внести изменения в действующее законодательство, но это фактически рекомендация нам самим. И если соответствующий пункт не выполняется (а такие примеры есть), то какие претензии могут быть к Центробанку? В частности, на наш запрос по одному из таких законопроектов из Центрального банка получен ответ: проект готов, но не внесен», – сообщил Морозов.
Депутат Владимир Кошелев пожаловался на произвол банков, которые «зажали» 600 млрд рублей дольщиков и из 3,2 трлн выдали только 2,6. Можно было бы еще 20 тысяч квартир построить, а так появятся новые обманутые дольщике.
Набиуллина категорически это опровергла. По её словам, именно проектное финансирование через эскроу-счета способствует тому, чтобы не появлялись новые обманутые дольщики.
А я-то думал: кто породил такую иезуитскую схему, которая позволять собирать деньги дольщиков и морозит их до окончания строительства. По сути, это еще страшнее бюджетного правила. По оценкам депутатов, банки на этой схеме зарабатывают в полтора – два с половиной раза больше застройщиков.
Таким образом, согласно сложившейся традиции депутатам можно про черное говорить белое, и видимо именно это считается профессионализмом.
В духе традиции рост цен считается отражением рынка, хотя никакого рынка нет, а тесть система показателей, на основании которых внутренние цены формируются за рубежом. За прошедшие два неполных месяца разрыва логистических цепочек запасы в стране были достаточны и с попыткой взрывного роста цен справилась не банковская система, а политическая воля Кремля.
Володин благодарил ЦБ за развитие платежной системы «Мир», но я помню, что представители ЦБ на обсуждениях в СФ были против ее создания. Тогда все были против, и пробил решение вопроса зампред СФ Евгений Бушмин. Жаль, что его уже нет с нами, возможно, дискуссия вокруг ЦБ была бы другой.
Совершенно непонятна история с золотом. В отчетном 2021 году ЦБ золото не покупал. По сведениям депутатов, шестьсот тонн золота за два года отправили за рубеж. Набиуллина с этим не спорила, только обещала в текущем году снова покупать золото.
Зачем отправили золото в недружественную страну, никто не спросил и, соответственно, нет никакого ответа.
Поскольку основной вопрос касается арестованных золотовалютных резервов, по этой части Набиуллина подготовилась и представила раскладку.
«В прошлом году мы продолжали диверсифицировать золотовалютные резервы. Для нашей экономики очень важно иметь разноплановые резервы. Почему?
Во-первых, как и другие страны, мы подвержены разного рода внешним финансовым кризисам. Поэтому как страна с нерезервной валютой мы должны иметь возможность стабилизировать внутренний валютный рынок в условиях такого кризиса.
А внутренний валютный рынок у нас преимущественно был в долларах и евро. Почему? Потому что львиная доля нашего экспорта – импорта торгуется именно в этих валютах, в них выражены и обязательства компаний, банков, государства, вклады в банках, поэтому долларово-евровая часть резервов нужна для отражения вот таких финансовых угроз.
Но с 2014 года наша страна подвержена санкционному давлению, поэтому мы последовательно в течение многих лет диверсифицировали резервы, наращивая долю золота и юаня. Так, с конца 2013 года по конец 2021 года доля доллара США в резервах сократилась почти в четыре раза, доля золота выросла в 2,5 раза – с 8,3 до 21,5 процента, а доля юаня – с нуля до 17 процентов», – сообщила Набиуллина.
Затем, под напором повторяющихся вопросов, добавила: «И я хочу сказать, что Россия имеет один из самых высоких показателей для стран с развивающейся экономикой. У нас сейчас 2 тысячи 300 тонн золота, и в объёмах это больше, чем в Китае, например, Индии, Турции, в других странах.
В доле золота, действительно, большая доля золота у многих развитых стран, вы называли Англию, Германию. Но у них практически нет валютных резервов, потому что они выпускают свою резервную валюту и им нет смысла накапливать, её они выпускают. А объёмы золота у них остались с тех пор, когда валюты были привязаны к золотому запасу. Последние годы они не наращивают золото.
И что касается производства золота, оно, кстати, у нас увеличилось почти на 100 тонн в год. В 2013 году это было около 254 тонн, в 2021 году – 364 тонны. 364 тонны добывались и во многом благодаря тому, что мы закупали это золото. Но был и экспорт золота, он колебался по годам.
И в этом году мы тоже начали снова закупать золото».
Конец цитаты.
В выступлении от фракции КПРФ Владимир Кашин резонно спросил: «Почему до сих пор золото не является резервной валютой в Евразийском союзе, в ШОСе и так далее, и так далее? Говорим о золотом стандарте. Почему не может быть он у нас?»
Кашин заклеймил Набиуллину как представителя либеральной школы: «У нас во фракции нет сомнений в её компетентности как экономиста, аналитика, как финансиста. У нас есть понятие того, что всё-таки школа, которая пройдена, большая, вот этот жизненный путь – это школа всё либеральной экономики. И, конечно, сегодняшняя ситуация, когда Россия находится в таком сложном положении, она требует просто кардинального изменения и в денежно-кредитной политике, и в ценовой политике, и в экономической».
Текущие дела вызывают у коммуниста живую боль: «Вы вспомните 1939 – 1945 годы. Люди от мала до велика работали, и не в одну смену, на заводах, в полях, на фермах. А сегодня, в такое сложное время, отправляем людей в вынужденные отпуска, закрываем заводы, 40 миллионов гектар пашни зарастают бурьяном. Кто должен этим всем заниматься?»
Вообще-то с этакими отчетами надо отправлять на переэкзаменовку, как Дума поступила с бывшим Министром экономики Максимом Орешкиным. И больше он не появлялся.
Кстати, о профессионализме. Данный вопрос вполне доходчиво растолковал Михаил Делягин. Заранее предупреждаю: цитата длинная, потому что из этой «песни» ни слова не выкинешь.
«Даже когда приходится общаться с представителями Банка России чуть больше, чем хотелось бы, мы крайне высоко ценим их открытость, честность и готовность делиться знаниями и информацией даже в самых напряженных и даже иногда конфликтных условиях.
Но на их профессионализм, с моей точки зрения, доброжелательность и добросовестность бросает зловещую тень наша социально-экономическая политика в целом, в которой они не могут не участвовать.
Ну, простой пример. Возьмем слесаря-газовщика, например. Когда он делает вам газовую плиту, его профессионализм вызывает у вас восторг. Но когда этого же самого слесаря приглашают изготовить для вас газовую камеру, его профессионализм начинает вызывать несколько иные чувства.
Наша социально-экономическая политика сегодня либеральная, это всемерное поощрение финансовых спекуляций против реального сектора, против объективных интересов страны и народа.
Это высасывание страны, высасывание всей промышленности, всего сельского хозяйства, всех людей, в пользу банковской системы.
И банковская система здесь не виновата, потому что так, как здесь было сказано сейчас, выстроены балансы интересов.
Потому что люди работают, чтобы погасить кредит, а не чтобы жить. Даже военно-промышленный комплекс, как вице-премьер Борисов говорил не так давно, работает на кредиты, а не ради развития. Да. Военно-промышленный комплекс, а за него есть, кому заступиться. Но не у всех есть такие замечательные и восхитительные лоббисты.
Здесь логика очень простая – чем меньше денег у реального сектора, тем больше останется для финансовых спекулянтов.
Здесь справедливо было сказано, что мир изменился весь.
Здесь справедливо было сказано, что против нас объявлена война. Другой мир, другие задачи. А политика в своей основе – та же самая с 1992 года. Музыка кончилась, а мы всё еще продолжаем танцевать.
Под 30 процентов могут взять кредит спекулянты, могут взять даже некоторые предприятия реального сектора, заложив этот процент в тариф. И чего стоит таргетирование инфляции, если Банк России тут же разгоняет цену своим повышением процентной ставки? Мы это, кстати, проходили в 2014 году, дорогие друзья. Опять наступаем на те же самые грабли. Понимаете?
Здесь Андрей Михайлович, Анатолий Геннадьевич, Вячеслав Викторович прекрасно говорили о достижениях, которые достигнуты. Прекрасные достижения, только они, во-первых, локальные. А, во-вторых, в новом мире они совершенно недостаточны.
И если мы с вами будем смотреть назад и гордиться прошлыми успехами, а не смотреть вперед на те чудовищные вызовы, которые нам грозят… Здесь даже было сказано, что на войне кредитов не бывает. На самом деле, хорошая и интересная точка зрения.
Может быть, нас ждет распределительная экономика, потому что и Китай, и Европа уже идут в ту сторону? Может быть, но об этом нужно говорить прямо, конкретно и внимательно. Потому что если мы будем игнорировать вызовы будущего и продолжать политику 92-го года, боюсь, мы вместе с ней похороним не только российскую экономику, но и Россию и себя.
Да, золотовалютные резервы в 2014 году сожгли больше 120 миллиардов.
Да, банковская санация проводилась таким стилем, что сложно понять, чем ее организаторам не нравится 37-й год. Но сегодня – разговоры о реальных проблемах. Вот сейчас мы слышали – 600 миллиардов рублей заморозили банки у застройщиков. Ответ какой? А это деньги населения. Мы очень озабочены, мы очень будем стараться.
Сейчас многие кредиты выдаются для того, чтобы забрать залоги и у людей, и у предприятий. Истории эти чудовищны и ужасны. И нам говорят: а всё по закону. Да, это регулирование такое, всё по закону, ребята, вас уничтожают по закону. Но мы же понимаем с вами, что люди, которых уничтожают по закону, могут однажды этот закон снести вместе, кстати, с законодателями.
Мы сегодня, с моей точки зрения, сделали к этому большой и важный шаг, а специалисты, которые обеспечивают это движение, которое иногда напоминает движение в социальный ад, они восхитительные и прекрасные профессионалы и, безусловно, заслуживают дальнейшего карьерного роста. Успехов вам, коллеги», – сказал Делягин
Это приговор и одновременно адекватный анализ отчета Банка России. Председателю Володину не понравилось, но он воздержался от комментариев.
Независимый депутат Оксана Дмитриева развила тему, которую открыла в Думе первая: «Любая семья действительно копит на черный день иногда под матрасом, иногда в тумбочке, но под своим матрасом и в своей тумбочке в своем доме, а не под матрасом и в тумбочке соседа в его доме».
Далее прозвучал репрезентативный набор риторических вопросов.
«Уважаемая Эльвира Сахипзадовна, вы полгода назад подтвердили позицию целесообразности направления бюджетных доходов от экспорта нефти и газа в Фонд национального благосостояния. 2/3 ФНБ входит в состав резервов ЦБ. Соответственно, эти бюджетные деньги разделили судьбу замороженных резервов.
Вы по-прежнему считаете политику отказа от бюджетных инвестиций и социальных расходов в пользу пополнения бюджетными деньгами резервов ЦБ с целью копить на «чёрный день» в иностранных финансовых инструментах правильной?
И не оценивал ли ЦБ, сколько вместо замороженных иностранных бумажек Россия могла иметь заводов, газет, пароходов, больниц и школ, если бы все эти деньги вкладывались и расходовались на цели бюджета?» – спросила Дмитриева.
Ответный аргумент Набиуллиной был прост: «Любая семья накапливает в хорошие годы, и когда сложно – тратит».
Председатель комитета по бюджету и налогам обязан поддерживать Набиуллину, но аргументировал он как всегда, по-адвокатски риторически. Хотя сказанное Макаровым никак не оправдывает Набиуллину, сказанное им чрезвычайно важно для понимания ситуации в мире и места России в ней.
Начал Макаров с того, что «по поручению председателя Государственной Думы перед выступлением зарядился оптимизмом».
А затем среди прочего сказал: «Я хочу напомнить о Великой депрессии и экономическом кризисе 30-х годов прошлого века. Для того, чтобы их преодолеть, понадобилась Вторая мировая война. Президент Соединенных Штатов заявил, что альтернативой санкциям в отношении России была бы мировая война. Таким образом, сами Соединенные Штаты определили размер санкций, которые обрушились сегодня на нашу страну. И та, и другая ситуация, как почти сто лет тому назад, так и сейчас, – результат безответственной политики, политики печатания долларов, политики количественного смягчения, которая проводилась без оглядки на то, как будет меняться экономика во всем мире. Но, как в таких случаях всегда принято, надо найти виноватого- в первую очередь перед своей страной, и поэтому этим виноватым сегодня объявляется Россия. Происходит это на фоне той немыслимой в долларовой и евро зонах инфляции, которая сегодня царит в этих странах. Она началась гораздо раньше, чем начались санкции, чем началось всё это, но во всём этом сегодня виновата Россия.
Десять лет мы слышали, что санкции в отношении нашей страны не направлены против людей. Сегодня они направляются против каждого человека в нашей стране, в мире они направляются в отношении людей только потому, что они русские. На самом деле, мы имеем дело с новым вариантом, совершенно новым, неизвестным ранее политическим и экономическим геноцидом нашего народа.
Правда, есть одно «но» – они поторопились искать виновных, просто они считали, что экономический кризис уже наступил, а он еще даже не начинался. Он начнется тогда, когда они будут вынуждены свернуть свою программу количественного смягчения, а программа количественного смягчения это надувание пузыря, это построение самой крупной в истории человечества, в истории финансов финансовой пирамиды. И поэтому этот пузырь не может не лопнуть, он обязательно лопнет. Кого тогда будут искать виноватым? Впрочем, это уже не наша проблема, а наша проблема в том, как нам перестраивать нашу экономику, какие структурные изменения необходимы», – сказал Макаров.
Он прав, и потому страшно. Дальнейшее развитие событий может не зависеть не только от Набиуллиной, но и от Думы с президентом, не говоря уже о правительстве.
Лев Московкин.
Фото с сайта duma.gov.ru