«Каждая моя фотография – объект или человек из моего мира, и я помню и люблю их всех».
Ананта Даса.
В Галерее классической фотографии открылась выставка «Восемь миллионов четыреста тысяч шагов» фотографа Ананта Даса (настоящее имя – Аркадий Холопенко – прим. ред.). В экспозицию вошло 50 пейзажей, портретов и жанровых сценок из жизни Индии.
Фотограф Аркадий Холопенко впервые попал в Индию – страну махараджей и заклинателей змей – в 1988 году и навсегда влюбился в эту страну. Самым главным местом для него стал древний Вриндаван – «город 5000 храмов», маленький провинциальный городок, являющимся одним из крупнейших мест паломничества и духовным сердцем Индии. Здесь Аркадий по-настоящему увлекся фотографией и познакомился почти со всеми обитателями города.
«Настоящая слава Индии заключается, скорее, в этой неприметной деревне, которая известна каждому индусу в мире. Въезжая в этот крошечный город, я почувствовал восторг буквально ото всего, что видел. Я никогда не встречал такого количества коров на улице, мне кажется, они были кругом, и еще, что сразу поразило меня: удивительная легкость и отсутствие каких-либо беспокойств. Всё проплывало передо мной очень быстро, я часто останавливался и пытался фиксировать гораздо больше, чем видели мои глаза. Подобное состояние не покидало меня. Находясь во Вриндаване, ты перестаешь обращать внимание на время, единственным напоминанием служат, пожалуй, часы, напоминая, что ты находишься еще здесь, на земле», – писал Аркадий Холопенко.
В Индии фотограф нашел своего гуру и получил от него имя Ананта — бесконечность. В тот момент произошло его второе рождение. Ананта Даса перенимал традиции, практики и привычки индуистов. Он снимал самых разных людей: крестьян, священников, военных, медсестер, родителей с детьми. Работы Даса уникальны, они не являются постановочными, люди на них практически не улыбаются, как на обычных туристических снимках. Работы Ананта Даса не являются взглядом европейского человека на Индию, он полностью погружен в среду, он часть этой среды.
Ананта Даса провел в Индии около 30 лет, что дало ему возможность заглянуть в сердца и души местных жителей и запечатлеть свои открытия фотографически. Именно поэтому его фотографии- это взгляд изнутри на простую и красивую жизнь людей, который невозможен для обычного туриста, мчащегося по странам и культурам с фотоаппаратом наготове.
«Иногда приходится убирать камеру и просто жить с этими людьми, стать одним из них. Только тогда: в решающий момент откровения, вы можете позволить себе вытащить камеру и запечатлеть повседневную жизнь этих людей», – рассказывал друзьям фотограф.
Создается впечатление, что эти снимки могли быть сделаны в любой другой стране мира, и выхваченные моменты происходили когда-то очень давно, а может быть, еще только произойдут в будущем. Отсутствие временного, географического и этнографического контекстов в сочетании с черно-белым исполнением придает необыкновенную глубину работам фотохудожника. Другой особенностью является своеобразная монументальность его фотографий, игра с планами, неожиданные композиционные решения, в которых автор раскрывает абсолютно иные аспекты человеческого существования.
«По представлениям древних индийцев, в материальной вселенной существует восемь миллионов четыреста тысяч форм жизни. Человеческая душа проходит эволюцию, рождаясь и умирая, пока она не обретет божественную форму. Я попытался передать ощущение нереальности, божественной сути происходящего, сакрального смысла буквально каждого вздоха, движения в пространстве…» — писал Даса.
Ананта Даса (Аркадий Холопенко) родился в Москве в 1960 году. В конце 80-х и начале 90-х работал fashion- фотографом, был режиссером нескольких документальных фильмов и сотрудничал с различными агентствами и журналами. Жил и работал в США (Сан-Франциско) и в Индии. Самые известные серии фотографий Ананта Даса — «Восемь миллионов четыреста тысяч шагов», «Я индус». С 2005 года Аркадий Холопенко — член Союза художников России.
В последние несколько лет фотограф жил в Москве и на Кипре, лишь изредка возвращаясь в Индию. 3 июля 2021 года Даса скончался в московской больнице от последствий коронавируса.
Индия была его жизнью, любовью, домом, без нее, он не мыслил существования, он дышал ею, и думал только о ней.
«Много лет назад я принес близкому мне человеку свои фотографии. Он посмотрел на них и сказал удивительную фразу: «Это окно в другой мир». Поэтому я рад, что у каждого есть такая возможность заглянуть в иной мир, а каким вы его увидите — это уже другой вопрос», – говорил мастер о своем творчестве.
Михаил Ковалёв.
Фото автора