Культура. 31 мая в Большом дворце музея-заповедника «Царицыно» откроется выставка «Москва и москвичи в эпоху Александра I».
В экспозиции, посвященной Москве 1801 – 1825 годов, представлены артефакты, свидетельствующие о размеренном быте «допожарной» Москвы периода правления Александра I, опустошительном пожаре 1812 года и масштабных работах по восстановлению города после него.
«Мы подготовили большую выставку, знакомящую с неповторимым внешним обликом, патриархальным бытом и духовной атмосферой Москвы той удивительной эпохи, — рассказывает генеральный директор музея-заповедника «Царицыно» Елизавета Фокина. — Для Царицына этот период в истории города особенно важен, так как именно в эти годы парк вокруг недостроенной императорской усадьбы превратился в популярное у московской знати место для загородных прогулок. Павильоны «Миловида» и «Нерастанкино», гротесковые мосты и многое другое появилось в Царицыне в самом начале XIX века. Тогда же была благоустроена береговая дорожка вокруг Верхнего царицынского пруда, который тогда называли Английским, и вся эта красота существует в парке по сей день и любоваться ею могут все, кто приходит гулять в Царицыно».
Один из залов выставки посвящен известным государственным деятелям того времени, которые после завершения службы поселились в Москве. Среди экспонатов – портреты ближайшего сподвижника Екатерины II, графа Алексея Орлова‐Чесменского, дипломатов Ивана Барятинского и Ивана Остермана, военного губернатора Юрия Долгорукова и многих других исторических личностей, вершивших судьбы страны.

Представлена в экспозиции и знаменитая картина Алексея Кившенко «Военный совет в Филях в 1812 году», на время работы выставки перевезенная из Третьяковской галереи в «Царицыно».
Интересны будут посетителям и так называемые «Ростопчинские афиши» из коллекции Исторического музея. Их издавал московский генерал‐губернатор граф Федор Ростопчин во время наступления наполеоновских войск на Москву. Эти «афиши», написанные простым, но емким языком, поднимали моральный дух горожан.
Главное место в экспозиции, по словам куратора выставки Александра Вальковича, занимают картины художника Федора Алексеева, по которым можно составить представление о «допожарной» Москве.

«Самому пожару 1812 года будут посвящены сотни экспонатов, среди которых литографии со сценами пребывания армии Наполеона в Москве, исполненные по зарисовкам с натуры двумя немецкими офицерами, участниками русской кампании: баварцем Альбрехтом Адамом и уроженцем Вюртемберга Христианом Фабер дю Фором. Именно их я бы рекомендовал искать в экспозиции в первую очередь», — добавил Александр Валькович.
Герои заключительной части выставки — Осип Бове, Афанасий Григорьев, Доменико Жилярди и другие архитекторы первой половины XIX века, которые смогли в короткие сроки восстановить город из пепла, значительно улучшив его планировку и буквально отстроив заново в течение нескольких лет. После этого в истории Москвы начался совершенно другой период, но это уже тема для другой выставки.
А выставка «Москва и москвичи в эпоху Александра I» будет работать два месяца, до конца июля 2022 года.
Полина Гусарова.
На главном снимке: Мошков И. В. «Вид на здание Московского университета со стороны реки Неглинной». Из собрания Государственного Русского музея
Фото пресс-службы музея-заповедника «Царицыно»