Глава Ростуризма Зарина Догузова не нашла общий язык с депутатами, как и замминистра финансов Алексей Лавров, а партия ЛДПР обрела нового лидера – таков краткий итог работы парламентариев за 18 мая.
Туризмом в России занимается зампред правительства и пять министров. Есть еще госкорпорация Туризм.РФ, в уставной капитал которой заливают бюджетные деньги. В отрасли работает 2,5 миллиона человек, и вся она частная. При этом миллионы россиян остались без отдыха, а долги туристических агентств перед российскими гражданами по несостоявшемуся выездному туризму достигли 40 миллиардов рублей.
При таком масштабе работы странно, откуда столько неразрешимых проблем и почему за весь туризм на правительственном часе в Думе отчитывалась одна Зарина Догузова, глава Ростуризма.
Догузова очень гордится программами детского и туристического кешбэка. Гражданам вернули за отдых пять миллиардов.
Депутаты старше и с советским опытом пытались ей втолковать, что отдых может оплачиваться гражданами в размере не более 10 – 20%, как раньше было при нормально действующих профсоюзах, а то и вообще быть бесплатным. Малоимущие сейчас не могут воспользоваться кешбэком, поскольку изначально заплатить им за путевку нечем. Догузова же настаивала, что кешбэк доступен для всех.
Что делать с сорока миллиардами долгов, непонятно. Догузова очень хочет не допустить банкротств туристических компаний. Рассчитывает на возрождение выездного туризма? Но ведь в нынешних условиях это маловероятно. Опасно пользоваться даже услугами отдыха Турции, которые для россиян субсидируются на государственном уровне.
А в России гостиницы задирают цены.
Короче, взаимопонимания глава Ростуризма и парламентарии не нашли.
Депутат фракции КПРФ Артём Прокофьев сказал, что поворот к внутреннему туризму стал неизбежным. Но как он будет воспринят нашими гражданами – как наказание или как благо, – зависит от государственной политики, от того, как будет работать Государственная Дума, правительство и Федеральное агентство по туризму.
Судя по ответам Догузовой на депутатские вопросы, от того, что в стране считалось собственно туризмом, в том числе спортивным, государственная политика в сфере туризма уплыла далеко в сторону коммерческих услуг для состоятельных людей.
Депутат Прокофьев сказал, что ему непонятен подход, при котором «Туризм.РФ» планирует входить в уставной капитал в размере от 25 процентов до 49 процентов при финансировании проектов корпорации.
«Это не космос, не оборонка, не судостроение, не авиастроение, где необходимо укрупнение капитала и государственного управления. Зачем для поддержки туристических проектов обязательно необходимо входить в уставной капитал? Это пугает представителей малого и среднего бизнеса. Существуют ведь и другие механизмы защиты вложений корпорации. Вы можете выйти с предложением какой-то альтернативы, чтобы как-то скорректировать эту политику?» – спросил депутат.
Из дискуссии правительственного часа выявилось то, что никто не хочет признавать – к туризму в России отношение такое же, как и к гражданам. Отдых в Крыму обходится дороже, чем в Дубае. Самолеты не летают, билет на поезд достать сложно, среднестатистический россиянин запихивает в машину жену, детей, собаку, иногда до кучи тещу и едет своим ходом. Чтобы жизнь медом не казалась, развернули ремонт дорог…
В общем, для туризма, который поддерживает российская государственная политика, в стране нет инфраструктуры. А настоящий туризм успешно развивается без госкорпорации, министров и федерального агентства.
Значительную часть правительственного часа заняли сетования по поводу того, что страна огромная, а россияне ее практически не видят. Однако про задранные тарифы на проезд и необходимость создавать суверенную систему ценообразования никто в Думе не сказал.
На том же заседании с пафосом протолкнули сквозь критику оппонентов пару законопроектов о прекращении исполнения решений ЕСПЧ. Любопытно то, что ситуация в сфере судебной защиты прав граждан удивительно напоминает туристический расклад. То есть за рубежом политически ангажированная русофобия, а в России рассматривается в год почти сорок миллионов дел, но нормальный человек в суд просто так не войдет. Для этого нужны серьезные деньги, опыт и юристы, знающие тайные ходы.
Для чистоты картины должен сказать, что, конечно же, и Ростуризм в нынешней его форме, и принятые Думой законы, без сомнения, нужны. Но это все же не та работа, которая необходима в нынешних условиях. Россияне всё меньше верят своей национальной власти и не понимают, что заграница нам не поможет, а вовсе даже наоборот.
Настоящим перлом думской среды стал очередной правительственный антисанкционный законопроект, принятый в первом чтении с замысловатым названием «О внесении изменений в статью 1661 Бюджетного кодекса Российской Федерации и статьи 9 и 10 Федерального закона «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2022 году».
Представил законопроект Думе замминистра финансов Алексей Лавров. Этот человек покрыт такой неувядаемой славой войны за сохранность финансов от социально-экономического развития, что верить ему нельзя, но депутаты всё же пытаются.
Тем не менее депутат Михаил Делягин обратил внимание: «Нам очень долго, на протяжении многих лет говорили о категорической необходимости проведения всех бюджетных расчетов именно исключительно через казначейство, потому что это будет обеспечивать необходимую, особенно в кризисных условиях, необходимую бюджетную дисциплину.
Вы нам сейчас очень убедительно и очень разумно говорите строго противоположные вещи, что для упрощения расчетов вдруг надо позволить проводить бюджетные расчеты мимо бюджетного казначейства. Если ваши слова правильны, то почему это предполагается сделать только для 2022 года, если действительно можно <…> обеспечивать бюджетный контроль и без казначейства?»
Лаврову пришлось выкручиваться: «Есть государственные контракты, которые подлежат казначейскому сопровождению. То есть мы бы никогда не считали, что всё нужно ставить на эти процедуры. Но когда речь идёт, например, об авансах по государственным контрактам, об особо крупных и сложных контрактах, где мы целиком ставим, как мы говорим, всех субподрядчиков на казначейское сопровождение, то, конечно, эти нормы остаются востребованными и остаются правильными».
Конец цитаты.
Что учинил Минфин, понятно из выступления независимого депутата Оксаны Дмитриевой.
«Всё-таки почему правительство так мучительно рубит хвост по частям, отказываясь от бюджетного правила и отказываясь от формирования за счет дополнительных нефтегазовых доходов Фонда национального благосостояния? То есть до сих пор окончательное законодательное решение по этому вопросу не принято, только временная мера и только разрешение дополнительно использовать эти средства на увеличение расходов бюджета. Почему не отказываются окончательно от бюджетного правила и от разграничения нефтегазовых доходов на базовые и дополнительные?» – спросила Дмитриева.
Лавров заверил: «Все решения, касающиеся использования нефтегазовых доходов в текущем году, приняты; то, что нужно – приостановлено».
Дмитриеву ответ не удовлетворил, и она выступила с развернутой речью.
«Я сразу хочу сказать, что поддерживаю законопроект и за него надо голосовать. Однако хочу продолжить ту тему, которая прозвучала в моем вопросе.
Дело в том, что несмотря на общее фактически молчаливое признание ошибочности направления средств нефтегазовых доходов в Фонд национального благосостояния и инвестирования всех этих денег в иностранные ценные бумаги и в иностранную валюту, то есть то, что практически больше половины от всех нефтегазовых доходов в течение нескольких десятилетий направлялось фактически для субсидирования, дотирования и покрытия дефицитов иностранных государств, полностью бюджетное правило не отменяется законодательно. По-прежнему сохраняется отдельный учет доходов, которые относятся к базовым нефтегазовым доходам и дополнительным нефтегазовым доходам. Базовые доходы поступают, непосредственно идут на нужды бюджета по расходам, а дополнительные нефтегазовые доходы идут и учитываются по отдельной процедуре.
В данном законопроекте и в предыдущем <…> снято ограничение на их использование на расходы бюджета. Снято, и они могут использоваться по распоряжению и решению правительства. Но тем не менее они всё равно до сего времени не рассматриваются как общие доходы бюджета, которые должны поступать в общий котел.
Ну, вот посмотрите исполнение бюджета за три месяца – январь, февраль, март. Поступление нефтегазовых доходов в марте – около трех триллионов рублей.
При этом базовый месячный объем – 799 миллиардов, меньше трети, остальное – это фактически дополнительные нефтегазовые доходы. Они всё равно <…> где-то отдельно учитываются.
Это совершенно неправильно, и от того, что нет нормальных программ и нормального планирования бюджетных расходов, у нас профицит 1,1 триллиона рублей. В этом ничего хорошего нет. Потому что деньги сами по себе ничего не значат, они цены не имеют. Деньги имеют важность, если вы на это что-то делаете, если вы их расходуете <…> То есть мы не инвестируем, не индексируем пенсии и пособия, не осуществляем импортозамещение, а мы просто сидим на этом мешке и радуемся», – возмутилась Дмитриева.
У нас всё так – деньги ради денег, суд ради суда, стройка ради стройки, туризм ради показателей плана по валу. Чиновники чахнут над златом и ждут, что Запад вернется и отблагодарит за верность. А граждане ничего не ждут и удовлетворяют свои потребности собственными силами.
Перед началом заседания Думы Леонид Слуцкий сообщил, что фракция ЛДПР избрала его своим руководителем. Новую должность будет совмещать с руководством комитета по международным делам. Обещал, что тектонических сдвигов не будет. Затем коротенько представил программу партии, ориентированную на задачи страны.
Слуцкий сообщил, что Россия будет выходить из конвенций Совета Европы. Мы содержали организацию, которая нас шельмовала. Слуцкий считает, что правительству лучше направить эти деньги на программу расселения ветхого жилья.
Болонскую систему образования новый лидер ЛДПР назвал неудачным экспериментом. Нас не взять никак самым современным оружием, но можно понизить образовательный уровень через импорт Болонской системы.
Депутат Слуцкий ничего не ждет, а действует. Всем бы такой трезвый взгляд на вещи.
Лев Московкин.
Фото Ольги Давыдовой
интересно из этих денег можно увеличить зарплаты нашим военным, которые воюют на Украине. Депутаты такое рассматривают?