Благотворительные и природоохранные проекты в нашей стране – одно из самых уязвимых направлений. Бизнес и государство пока еще не научились в полной мере извлекать прибыль из благотворительных проектов, направленных на сохранение окружающей среды и поддержание биоразнообразия, тем не менее это возможно не только в теории, но и на практике. Как можно заработать на поддержке природоохранных благотворительных проектов, «Московской правде» рассказала директор Фонда развития социально-значимых проектов «Наш фонд» Ольга Лакустова.
Заповедники, национальные парки и другие ООПТ получают дополнительное внебюджетное финансирование – как правило, за счет экскурсий или продажи сувениров, а кроме того, привлекая благотворительные организации. В то же время, это полноценные туристические объекты. Вот только для того, чтобы сделать их прибыльными, надо создать вокруг привлекательную инфраструктуру, нарастить предложения для туристов. В этом случае социально ориентированный бизнес сможет не только соответствовать принципам устойчивого развития, но и зарабатывать на этом.
Кроме того, несмотря на геополитическую ситуацию, бизнесу не стоит сбрасывать со счетов «зеленую повестку», так как социально ответственным компаниям гораздо легче выходить на новые рынки сбыта. Сейчас в экономике идет переориентация с европейских на азиатские рынки, но и коммерческие предприятия из стран Азии скоро начнут предъявлять точно такие же требования к партнерам, как и европейцы. Таким образом, финансируя природоохранные и социально-значимые проекты, бизнес получает и новые рынки сбыта, и новые возможности для развития внутри страны.
Туристический сектор – один из наиболее пострадавших в пандемию. Не успела отрасль оправится от событий 2020 года, как тут же столкнулась с новыми вызовами. Возможности для реализации международного туризма сейчас значительно ограничены, но и внутренний туризм сейчас находится не в самом лучшем состоянии. Не хватает качественной инфраструктуры, сервиса и банального разнообразия «точек осмотра».
Участие в поддержке «зеленых» проектов выгодно не только для частного бизнеса, но и для государства, так как создание новых инфраструктурных объектов способно принести дополнительную прибыль в бюджет и сформировать новые рабочие места, что особенно актуально сейчас, в условиях массового оттока западных компаний, которые неизбежно будут сокращать сотрудников, в результате чего на рынке труда могут оказаться высвобожденными около 200 тысяч человек, имеющих квалификацию в сферах торговли, обслуживания и тому подобных.
Частично их можно занять на новых туристических инфраструктурных объектах, которые возможно возводить вокруг заповедников, национальных парков и других природных зон. Сейчас подобные места не пользуются повышенным спросом у туристов, в подавляющем большинстве случаев из-за отсутствия инфраструктуры: гостиниц, кемпингов, глэмпингов, точек общепита, удобного трансфера и так далее.
Туристическая инфраструктура начнет окупать себя и приносить доход только в том случае, если посетителей удастся удержать в данной локации на несколько дней. Поэтому помимо туристической инфраструктуры должна существовать разнообразная развлекательная программа, способная занять посетителей не на один день, а минимум на 2 – 3. Это могут быть короткие познавательные экспедиции, мастер-классы, тренинги, локальные спа, уникальные оздоровительные процедуры и тому подобное. Как правило, благотворительные фонды, работающие с заповедниками, способны предложить системные решения этих задач.
Примеры других стран показывают, что прибыль подобных точек притяжения может в несколько раз превышать первоначальные затраты. Заповедники и национальные парки, созданные и реконструированные при участии социально-ориентированного бизнеса и благотворительных фондов, помимо природоохранной функции, могут служить «лидмагнитом» и приносить ощутимый доход в бюджет государства, став новыми точками для развития внутреннего туризма.
Например, в свое время с подобной проблемой столкнулись США, где на уровне государства была принята политика по развитию национальных парков и природных заповедников. На территории вокруг них была возведена инфраструктура: всевозможные кемпинги, гостиницы, кафе, рестораны, рынки и т. д. Была организована культурная программа. В результате непопулярные ранее у туристов точки приносят прибыль около 14,5 млрд долларов ежегодно при затратах на содержание национальных парков около 3,5 млрд долларов. Этот пример показывает, насколько эффективными могут быть подобные инвестиции.
Есть и еще один положительный момент. Большинство природных заповедников и национальных парков находится в отдаленных регионах, население которых зачастую сталкивается с отсутствием рабочих мест, поэтому вынуждено мигрировать в большие города, где есть работа. Если направить в сопредельные с нацпарками и другими привлекательными для туризма природными территориями области средства для обучения местного населения предпринимательству, развить необходимые сервисы, то уже через несколько месяцев региональные бюджеты могут начать получать доход за счет привлечения туристов. Таким образом можно «поставить на ноги» регионы, которые сейчас считаются депрессивными.
Фото “Московской правды”