Сергей Плуготаренко: Кризисы для Рунета – как прививка

От кризисов Рунет в конечном итоге только крепчает. Об этом заявил директор Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) Сергей Плуготаренко в ходе пресс-конференции в ТАСС, посвященной презентации исследования «Экономика Рунета 2021 – 2022».

Вклад Рунета в экономику России в 2021 году составил 9,5 триллиона рублей, что на 42% больше аналогичного показателя за 2020 год. Из них на маркетинг и рекламу приходится 432,5 млрд рублей; на инфраструктуру и связь – 204,3 млрд рублей; 8,652 млрд рублей – на электронную коммерцию; 153,4 млрд рублей – на цифровой контент. Такие цифры привел еще один участник пресс-конференции – заместитель директора РАЭК Сергей Гребенников. Правда, он отметил, что по прогнозам, маркетинг и реклама в 2022 году сильно «просядут» и под вопросом находятся перспективы сегмента цифрового контента.

Но, как подчеркнул Сергей Плуготаренко, в целом у России очень мощный «цифровой контур», то есть система компаний, которые работают в области цифровых сервисов и онлайн-платформ:

«Мы как будто бы готовились ко всем событиям и 2020 года, и 2022 года; как будто бы знали, что они произойдут. Так получилось, что десятилетиями наш «цифровой контур» рос и крепчал, и сегодня Рунет не просто импортозамещенный, а в нем появляются новые ниши, которые можно занимать. За счет этого наш «цифровой контур» станет только больше».

Конечно, по словам Сергея Плуготаренко, и у Рунета были кризисы (в 2014-м и 2020-м годах), но они подействовали на Рунет как прививка:

«После того, как ее сделаешь, некоторое время неприятно, но потом ты становишься крепче. Мы уверены, что 2022 год тоже будет такой прививкой, после которой мы выйдем в целом с позитивной динамикой, несмотря на то, что некоторые сегменты «просядут».

Если говорить конкретнее про масштабы возможного «проседания», то, согласно прогнозам РАЭК, в 2022 году падение сегмента онлайн-рекламы, раннее бывшего основным драйвером развития экономики Рунета, может составить около 50%. Это станет результатом влияния, во-первых, отказа от рекламных размещений или переноса маркетинговых кампаний на более поздний срок российскими рекламодателями, во-вторых, ухода с рынка и прекращения маркетинговых активностей рядом зарубежных рекламодателей (по оценкам экспертов, от проведения рекламных кампаний в РФ уже отказалась 1/3 крупнейших зарубежных рекламодателей), а в-третьих, снижения количества «топовых» рекламных площадок (Google остановил продажу рекламы в РФ; запрет на работу Facebook и Instagram, признанных в РФ экстремистскими организациями; ограничение работы TikTok и Criteo).

Конечно, государство оказывает поддержку отрасли: это и налоговые льготы, и льготы по страховым взносам, и субсидии по ФОТ (субсидирование льготной ставки в программе выдачи займов на выплату зарплаты). Но несмотря на это, частичное восстановление рынка онлайн-рекламы возможно только во втором полугодии 2022 года.

На 60% может «упасть» в 2022 году сегмент цифрового контента. Причинами такого «падения» станет уход зарубежных игроков (например, Netflix, Spotify и др.), сложности с оплатой покупок и подписок на зарубежных платформах (например, Google Play, App Stor и др.), сокращение контента и рост нелегального потребления.

Более оптимистично на этом фоне выглядят перспективы развития в 2022 году сегмента электронной коммерции: по прогнозу РАЭК, он в 2022 году может вырасти на 15% (и это несмотря на все экономические сложности: снижение доходов населения, уход с российского рынка зарубежных поставщиков; приостановку или прекращение деятельности ряда российских поставщиков, которые зависели от импорта). Как ни парадоксально, но отчасти росту сегмента электронной коммерции способствуют, по данным исследования, те же самые экономические трудности: например, рост цен (на электронных площадках многие товары можно приобрести по более низким ценам), и, кроме этого, период пандемийных ограничений сформировал у российских потребителей привычку к совершению онлайн-покупок.

Сергей Ишков.

Фото Ю. Иванко / mos.ru

фото Фото Ю. Иванко / mos.ru

Добавить комментарий