В рамках международного книжного фестиваля «Красная площадь» у стен Кремля прошел концерт «Евгений Евтушенко о мире, войне и любви», организованный АНО ВО «Институт современного искусства» и посвященный грядущему 90-летию со дня рождения поэта.
На концерте присутствовала вдова поэта, Мария Владимировна Евтушенко (Новикова). Ведущим стал народный артист России Дмитрий Харатьян.
Со сцены прозвучало в стихотворном и песенном вариантах множество известных произведений Евтушенко, в том числе «Большая Россия», «Итальянские слёзы», «СССР-ФРГ» «Серёжка ольховая», «Со мною вот что происходит…».
Специально к юбилею поэта некоторые стихи были положены на музыку композитором, заслуженным деятелем искусства РФ Лорой Квинт, и она собственноручно аккомпанировала исполнению.
В концерте приняли участие преподаватели Института современного искусства, актеры театра, кино, эстрады, разделяющие ценности Евгения Евтушенко и продолжающие транслировать их сегодня: народные артисты России Дмитрий Певцов, Валерий Шейман и Наталья Баннова; заслуженные артисты России Сергей Маховиков, Ольга Кормухина, Нина Шацкая, Леонид Серебрянников и Алексей Веселкин; лауреаты Международных конкурсов Ксения Дежнева и вокальный коллектив «Классика жанра», Сергей Волчков, Евгений Кунгуров; актеры Дарья Белоусова, Евгений Павлов, Елена Соколова, Елизавета Тернявская, Евгений Вальц и Православный хор инженерных войск ВС РФ «За веру и отечество». Режиссером мероприятия выступил продюсер Сергей Винников, профессор Института современного искусства.
Благодаря мастерству исполнителей перед зрителями предстала реконструкция эпохи великих шестидесятников.
К празднованию юбилея Евгения Евтушенко, поэта, который сумел показать важное место русской литературы в истории своей страны, присоединились сотни неравнодушных людей.
«Уже за фразу «Поэт в России – больше, чем поэт» мы должны низко поклониться Евгению Александровичу», – отметил во время беседы с журналистами депутат Государственной Думы, педагог театрального факультета ИСИ Дмитрий Певцов.
Фраза «Поэт в России – больше, чем поэт» в реальности заключает в себе один из самым спорных моментов в исторической роли Евтушенко. С одной стороны, он принадлежал к знаменитой четверке, наряду с Робертом Рождественским, Андреем Вознесенским и Беллой Ахмадулиной, завладевшими сознанием советских шестидесятников. В свое время эти люди выступили с миссией консолидации массового сознания огромной страны и обеспечили бесшовную, как теперь говорят, трансформацию эпохи людей-винтиков в сообщество личностей. Их миссию, как известно, продолжил Владимир Высоцкий.
С другой стороны, Евтушенко, наряду с теми же Рождественским, Вознесенским и поэтом Андреем Дементьевым, выполнял две важнейшие миссии: выявления талантов на просторах страны для их вовлечения в проект «Юность», а также проводника русской и советской культуры за рубежом.
В связи с данным фактом Евтушенко подвергался нападкам за сотрудничество с КГБ. Было бы глупо отрицать, что КГБ контролировал деятельность всех названных фигур. Однако как строилось управление советской культурой и ее развитием, мы до сих пор в полной мере не знаем. В любом случае очевидно, что это была развитая система с участием аналитических центров, мониторинга и перевода, а также Пятого управления Филиппа Бобкова по работе с диссидентами.
Англосаксонские советологи сводят роль теневого советского управления интеллигенцией к репрессиям. Соответственно в антироссийских интересах была выстроена фальшивая периодизация советской эпохи. Извне проводилась линия на поддержку депрессивного антиискусства, выдавая его за свободу творчества.
Внутренний контроль исключал депрессивные технологии в культуре, чего нам сейчас остро не хватает.
На самом деле то же Пятое управление обеспечило интерес широкой читательской публики к огромному массиву литературы, которая не могла быть издана в СССР легально.
Отсюда понятно, что Евтушенко и Вознесенский, кроме своей поэтической мисси в России, работали в качестве агентов культуры и послов мира в самом логове врага. Они были одновременно и героями, и трикстерами, собственной тенью, проникающей сквозь непреодолимые преграды подобно нейтрино.
И далеко не только они, таких интегрирующих фигур у России много.
Институт современного искусства сделал большое хорошее дело, поддерживая общественное внимание к одной из ключевых фигур нашей новейшей истории. Концерт на Красной площади был качественно поставлен и красочно исполнен, в записи осталась профессиональная съемка.
Однако тема Евтушенко далеко не исчерпана, и фраза «Поэт в России – больше, чем поэт» сохраняет загадку, которая ждет расшифровки силами специалистов. Но уже наперед можно сказать, что Россия обладает уникальной культурой благодаря непрямому и виртуозному управлению сознанием такой нестабильной и агрессивной страты, как творческая интеллигенция.
Лев Московкин.
Фото пресс-службы Института современного искусства