Параллельный импорт: как это работает

Из-за введения санкций многие зарубежные компании вынуждены были уйти с российского рынка. Чтобы обеспечить производство и потребителей необходимой продукцией, был принят закон о параллельном импорте. Что это значит, как это отразится на объеме рынка, ассортименте товаров и ценах, «Московская правда» узнала у главного аналитика компании TeleTrade Марка Гойхмана.

параллельный импортПараллельный импорт — это ввоз на территорию государства и продажа оригинальной продукции иностранных производителей без согласия их правообладателей. Здесь есть кардинальное, принципиальное отличие от контрафактных поставок. Контрафакт — это, по сути, подделки, имитирующие подлинные фирменные товары. А параллельный импорт – поставки именно настоящей, лицензионной, оригинальной продукции. Но если производитель не завозит ее официально, ввоз осуществляется с применением других способов. До 2022 года в России это было запрещено. Например, если производитель или правообладатель распространяет свои товары исключительно через официальных дистрибьютеров и дилеров, параллельные неофициальные поставки являлись незаконными.

Иное дело – теперь. Импортерам не нужно согласие производителя или владельца товарного знака, чтобы ввезти в Россию, например, iPhone или автомобиль Toyota.

Сейчас такой порядок выступает крайней, вынужденной необходимостью. Это связано с уходом многих компаний с российского рынка и формированием «пустот» в самых разных необходимых позициях для производства и потребления. Заменить значительную их часть отечественной продукцией очень сложно или даже невозможно. По крайней мере, достаточно быстро.

Поэтому нужно было оперативно разрешить параллельный импорт, альтернативные, неофициальные механизмы поставки. Практически, это узаконенный «серый» импорт.

При всей неоднозначности решения позитив его очевиден. Нужно по возможности создать наличие востребованных, а зачастую уникальных и незаменимых товаров. Обеспечить удовлетворение производственного и потребительского спроса на них.

Наполнение рынка товарами содействует повышению конкуренции, ограничению роста цен. Реализация их создает и рабочие места в разных секторах. Это не только производство и торговля, но и смежные отрасли. Транспортировка, складское хозяйство, кредитование, страхование и прочее. Данные операции приносят налоги, доходы бюджета, места для работников, дополнительное социальное и пенсионное обеспечение. Способствуют общему увеличению деловой и потребительской активности и ВВП.

Есть, конечно, как в любом экономическом явлении, и риски, и отрицательные стороны. Они связаны, в частности, с возможными претензиями правообладателей, производителей данной продукции. Но юридические основания призван обеспечить недавно принятый в России закон об использовании международного принципа исчерпания прав на товарный знак. В соответствии с ним, если продукция широко продается владельцем по всему миру, не должно быть ограничений на ее реализацию и в нашей стране.

Еще один минус – отсутствие привычного фирменного сопровождения импортируемых товаров. Сложнее будет в нужной мере обеспечивать их гарантию, ремонт и замену со стороны производителя. Кроме того, есть и другая опасность – возможная замена оригинальной продукции всё-таки контрафактом на какой-то стадии поставки.

При этом цена товара, как правило, окажется выше чем раньше, при прямом импорте. Повышение неизбежно из-за наценок промежуточных звеньев, посредников, увеличения пути следования товара.

Ведь завозить, скорее всего, импортерам придется через другие страны, в которых нет санкционных и иных препятствий на приобретение данной продукции. Например, для таких целей могут использоваться Турция, Китай, ближневосточные страны – Иран, ОАЭ, государства СНГ – Казахстан, Армения, Узбекистан и другие.

В конце апреля Минпромторг России утвердил перечень товаров, разрешенных к параллельному импорту. В нем 50 товарных групп (напрашивается ассоциация с фильмом «Пятьдесят оттенков серого»). Это, в частности, автомобили и их запчасти, электроника, бытовая техника, производственные машины, оборудование, одежда, ткани, парфюмерно-косметическая продукция.

Интересно, что отношение к параллельному импорту в разных странах неоднозначно. В целом он не приветствуется. Но тем не менее, разрешен, например, не только в Китае, но и в таких поборниках чистоты авторских прав, как США или Япония. Тут считается, что он создает дополнительную позитивную конкуренцию с местными производителями, расширяет ассортимент товаров, содействует снижению цен, стимулирует уменьшение издержек в производстве аналогов внутри страны.

И наоборот, он запрещен во многих развивающихся странах. Таких, как Албания, Камбоджа, Шри-Ланка. Во многом — из-за зависимости их рынков от крупных международных корпораций и в их интересах.

Можно предположить и противоречивое отношение самих производителей к параллельному импорту. Он, безусловно, вреден для них там, где работает развитая сеть дистрибьюторов, налажены широкие прямые официальные поставки. То, что проходит мимо них, лишает части доходов «официалов». Но если в страну вообще запрещены поставки продукции, то ее проникновение за счет параллельного импорта так или иначе дает производителям дополнительный канал сбыта и получения доходов. Поэтому есть резон предполагать, что многие из компаний, ушедших из России вследствие санкций, будут не против неофициальных поставок. Это позволит и «сохранить лицо» с политической точки зрения, и осуществлять дополнительные продажи, причем не неся ответственности и расходов по гарантиям, обслуживанию своих товаров.

Объёмы параллельного импорта в Россию, по оценке Центра стратегических разработок, составят 100 — 120 млрд доларов в год. Сумма огромная. Отметим, что весь импорт в 2021 году, по данным Росстата, составил 293,4 млрд доларов. То есть «запараллелить» предполагается около 41% ввоза. Кстати, именно на такую величину — 40-45% -оценивается падение импорта в последние месяцы по сравнению с тем же периодом 2021 года. Таким образом, «всё сходится». Причём, как отметил на недавно прошедшем ПМЭФ глава Минпромторга РФ Денис Мантуров, объем параллельного импорта в Россию с начала действия механизма, 6 мая, составил около 2 млрд долларов. В основном это запчасти для автомобилей, потребительская продукция – в целом около 130 наименований.

Основное, что интересует покупателей – насколько подорожают импортные товары. Конкретные масштабы увеличения цен пока сложно предполагать. Они будут зависеть от множества обстоятельств – географии поставок, механизмов закупки и транспортировки, пошлин, «накруток» посредников и прочих факторов. Поэтому оценки специалистов, находящихся «внутри» данного рынка, имеют большой разброс — подорожание доставки предполагается от 5 до 50% по сравнению с февралем 2022 года.

Это может вылиться в увеличение цен для конечного потребителя в среднем на 25-30%. Понимая такие перспективы и стремясь ограничить всплеск инфляции, правительство намечает дополнительно выделить на субсидирование импорта до конца текущего года 3 трлн рублей. Это примерно 55 млрд долларов. То есть практически половина от объема всего годового параллельного импорта. Если так, то есть вероятность не очень заметного подорожания, тем более при нынешнем снижении курсов валют к рублю. Возможно, параметры увеличения цен на параллельный импорт удержатся в рамках общей потребительской инфляции и не превысят 15-20%.

В рамках параллельного импорта стоит ожидать в основном охвата наиболее востребованных позиций, занимающих существенную долю в закупках за рубежом. Например, электроника и бытовая техника была ввезена в 2021 году на сумму порядка 30 млрд долларов, фармацевтическая продукция – около 10 млрд долларов, легковые автомобили — 8 млрд, запчасти к автотранспортным средствам – около 13 млрд, одежда и обувь – более 9 млрд долларов.

При отладке логистических схем параллельного импорта можно предполагать, что основная часть данной продукции будет поступать в Россию – официальными и неофициальными путями. По многим привычным товарам, тем не менее, вероятно, станет ощущаться нехватка и/или значительное подорожание. По каким-то составляющим рынок примет замены, например, частично китайские автомобили вместо европейских. В некоторых сферах определенные «ниши» станут постепенно занимать отечественные производители.

Таким образом, параллельный импорт позволит во многом демпфировать остроту проблемы сокращения притока «официальных» товаров и услуг из-за рубежа.

Фото мобильного репортера / Агентство «Москва»

 

Читайте также

Как фрилансер может получать деньги за работу из–за границы в условиях санкций

машины, параллельный импорт, авторынок, покупки, импорт
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x