Цены на стройматериалы: почему они растут и как формируются

С увеличением спроса на загородное жилье (прогрессирующая тенденция пандемийного периода) расцветают строительные рынки и гипермаркеты товаров для дома. Времена сейчас сложные, цены поднялись на астрономическую высоту. Но, судя по количеству машин на парковке магазинов со стройматериалами, спрос явно не снизился. Хотя кто не возмущался при виде ценников? Весь вопрос в том, откуда берутся такие высокие цены на стройматериалы и чем руководствуются производители? Попробуем разобраться.

Дачный сезон еще не приблизился к экватору. Люди стоят в очередях с тележками, полными рассады, гербицидов, садового инвентаря. Глядишь, через некоторое время те же покупатели возвратятся за краской – надо обновить забор или деревянные перила на крыльце. А вот и вспомнилось, что давно пора менять раковину в ванной. Чуть менее 40% жителей столицы и Московской области, по данным РИА Новости, имеют дачи или загородные дома. А собственный дом – это непрекращающиеся хлопоты. Так что популярность строительных ритейлеров вряд ли стоит объяснять.

Конкуренция торговых гигантов, таких как Леруа Мерлен, ОБИ или Петрович, началась с победы над мелкими розничными магазинами. Секрет успеха заключался в удобстве, экономии времени и средств. Оно и понятно: в одном здании можно найти абсолютно всё: от аксессуаров для дома до отделочных и кровельных материалов. Гипермаркетам выгодно закупать разнообразный товар в большом количестве. Поставщики, как правило, идут на уступки, делают большие скидки. А магазинам важно производить постоянный оборот товарами и деньгами, причем чем быстрее, тем лучше. Маркетологи периодически играют скидками и акциями. Но в остальном всё зависит от поставщика. В нынешних условиях стал учитываться и способ товарного ввоза: официальное дилерство или параллельный импорт.

Владельцам мелких розничных магазинов трудно конкурировать с гипермаркетами. Такого количества товара они себе позволить не могут. По этой причине некоторые позиции продаются по более высокой цене. Один из продавцов на строительном рынке в разговоре с корреспондентом «Московской правды» заметил, что жажда наживы точно так же спровоцировала беспричинно поднять цены на кирпич и пеноблоки. В итоге получается, что некоторые компании под видом тех, чья деятельность попала под санкции, спокойно накручивают стоимость в 10 раз. Хотя в реальности такого резкого подорожания, конечно, не должно быть. В апреле замглавы Минпромторга Виктор Евтухов пообещал ограничить наценку на стройматериалы до 7 — 12%. Но пока продавцы не спешат играть по правилам. Это особо заметно, если посмотреть на цифры в составленной нами по данным Росстата таблице. За год в Московской области цены на цемент тарированный поднялись на 28%, еврошифер подорожал на 27%, кирпич – на 40%, а доска обрезная – на целых 116%.

 

Средние потребительские цены на стройматериалы на май 2022 года (в рублях)*

Доска обрезная, м3 Кирпич красный, 1000 шт. Еврошифер, 10 м2 Цемент тарированный, 50 кг
Москва 45135,59 26995,53 4464,4 511,06
Московская область 31297,48 24138,31 4339,23 520

* Данные Росстата

 

Средние потребительские цены на стройматериалы на май 2021 года (в рублях)*

Доска обрезная, м3 Кирпич красный, 1000 шт. Еврошифер, 10 м2 Цемент тарированный, 50 кг
Москва 21951,54 353
Московская область 14452,4 17171,77 3413,88 404,08

* Данные Росстата

 

Кстати, на такие товары, как пеноблоки или сухие строительные смеси продавцы мелких розничных магазинов делают гораздо более выгодное предложение, чем гипермаркеты. Например, в Леруа Мерлен гипсовая штукатурка Knauf Ротбанд (30 кг) стоит 488 руб., в Петровиче – 491 руб, а на строительном рынке этот же товар можно купить по цене от 420 руб.

Эксперты уверены, что торговые гиганты сдерживают цены у мелких ритейлеров. Но сами продавцы говорят, что для них главным ориентиром служит прайс конкурентов того же порядка. А цены в среднем ниже на 20%, чем в гипермаркетах. Различие есть и в потребительской аудитории. «Завсегдатаи» на стройрынках – прорабы, занимающиеся частными объектами и регулярно делающие там крупные закупки. «По старой дружбе» и для постоянных клиентов продавцы делают значительные скидки. Так что при ценообразовании на строительных рынках немаловажный фактор – человеческий. У DIY-ритейлеров (DIY ­– англ. “Do It Yourself” – «сделай сам») покупатели – это, как правило, те, кому нужно разово купить что-то для починки дома или квартиры. Конечно, это не означает, что профессионалы не ходят в строительные гипермаркеты. Но большинство материалов они все же берут на рынках.

Стоимость продукта всегда формировалась с учетом издержек на производство, востребованности товара, его конкурентоспособности, логистики, и, конечно, брендового имиджа. Однако резкое поднятие цен в отдельных случаях кажется необоснованным. Из неочевидного: еще год назад привезти 1 куб песка стоило около 800 руб. Сейчас такой же объем стоит 1000 рублей. Цена на песок выросла на 25%. Чтобы заказать 1 куб гравия, надо будет заплатить от 2500 до 3000 руб. По сравнению с прошлым годом он подорожал на 1000 руб. При этом песок по-прежнему добывается в России. Расстояние из пункта А в пункт Б при транспортировке не увеличилось. Это не тот продукт, который в виду ограничения поставок из условной Европы не может быть напрямую доставлен в Россию. Доллар и евро на него никак не влияют. Остается только пресловутое объяснение: подорожание топлива. Для сравнения, Росстат в отчете «О потребительских ценах на нефтепродукты с 26 февраля по 4 марта 2022 года» приводит следующие цифры:

 

Средние потребительские цены на бензин автомобильный и дизельное топливо на 4 марта 2022 года

(в рублях за литр)*

Бензин
автомо-
бильный
В том числе Дизельное
топливо
марки
АИ-92
марки
АИ-95
марки
АИ-98
Московская область 51,58 46,95 51,68 60,55 53,82
Москва 52,45 47,84 53,21 61,17 54,46

* Данные Росстата

 

Мы рассматриваем цены на дизельное топливо, так как именно им заправляются грузовые автомобили. На июнь 2022 года стоимость дизеля на разных заправках колеблется от 51 руб. до 56 руб. В среднем ДТ по-прежнему стоит около 54 рублей. В прошлом году картина выглядела следующим образом:

Средние потребительские цены на бензин автомобильный и дизельное топливо на 20 декабря 2021 года
(в рублях за литр)*

Бензин
автомо-
бильный
В том числе Дизельное
топливо
марки
АИ-92
марки
АИ-95
марки
АИ-98
Московская область 50,60 46,28 50,98 59,76 51,90
Москва 51,69 47,21 52,38 60,33 53,08

* Данные Росстата

 

Получается, меньше чем за год цена за дизельное топливо увеличилась на 2,5% и 3,6% в Москве и Московской области соответственно. А стоимость 1 куба песка за этот же промежуток времени – на 25%.

В ситуации с гравием всё сложнее. Один из поставщиков стройматериалов сообщил, что в Московской области объемы добычи гравия сильно сократились, а в отдельных случаях и вовсе прекратились. Основные поставки теперь идут из Калужской области. Соответственно, в итоговую стоимость теперь входит дополнительная доставка. Отсюда вытекает одна из ключевых проблем бизнеса — излишне растянутая линия, по которой совершается доставка товара из пункта А в пункт Б. Вместо обычного отрезка, траектория путешествия продукта превращается в хаотичное хождение по разным точкам. Большинство иностранных производителей, будь то краски, будь то сантехники, работает по франшизе на территории России, но завозит собственное сырье. От этого качество сохраняется или по крайней мере не так сильно теряется. На следующем этапе производитель решает, с какими дистрибьюторами необходимо заключить договор, чтобы поставлять свой товар. Как правило, это крупные оптовики, готовые купить продукт в большом количестве. В свою очередь, эти крупные дистрибьюторы ищут клиентов-поставщиков, готовых купить товар либо в розницу, либо оптом, но в меньшем объеме. Первые, безусловно, делают наценку на продукт с учетом своих издержек. Последние могут быть частниками на каком-нибудь строительном рынке и в свою очередь непременно сделают свою накрутку сверх той, что уже была. В итоге, получается, что товар, из-за того, что не может, грубо говоря, попасть прямо с завода на прилавки магазина, имеет двойную, а то и тройную наценку. При этом не стоит забывать, что к простым экономическим вычислениям прибавляются и такие факторы, как честность, объективность и желание заработать.

цены на стройматериалы
Фото автора

На сегодняшний день стоит ожидать прямо пропорционального увеличения объемов отечественной продукции и уменьшение импортной, снижение цен на отдельную продукцию до уровня дофевральского показателя и одновременно их небывалый взлет. Мощная санкционная волна, нахлынувшая на российскую экономику, смыла зарубежные товары с первых полок или задвинула их в дальний угол. На первый план вышла отечественная продукция. Это можно проверить, зайдя на сайт любого маркетплейса: каждый день появляется всё больше товаров от ранее неизвестных российских производителей. Но, как известно, отечественного товара некоторые потребители сторонятся из-за качества, репутации и цены. Логика такова: лучше заплатить столько же или чуть больше, но взять импортное. Сейчас привоз продукции из-за рубежа труден и затратен. Беспрецедентные валютные скачки, санкции и уход с российского рынка ряда компаний значительно повысили ее стоимость. Продавцы у касс, объясняя высокие цены на стройматериалы, сначала разводили руками, говоря: «Сами понимаете, доллар, евро. Мы закупали по тому курсу. Вы нас тоже поймите». Сейчас, после стабилизации рубля, риторика изменилась: «Сами понимаете: санкции. Топливо подорожало, да и везут теперь не напрямую, а через третьи страны».

Апрельский пакет санкций с 10 июля ограничит импорт европейских красок и различного рода сырья. Многие производители, работающие с иностранными компаниями, вероятнее всего, откажутся от зарубежного сырья либо вынужденно поднимут цены, так как поставки будут сильно затруднены. А продавцы в большинстве случаев не будут готовы брать такие дорогие товары. К тому же нет никакой уверенности в том, что из России не уйдет еще ряд иностранных компаний. Если крупные ритейлеры покинут отечественный рынок, есть вероятность того, что небольшие частные компании, занимающиеся розничной продажей, поднимут цены, потому что сдерживающей ценовой планки больше не будет. Конкуренция будет происходить между продавцами одного порядка до тех пор, пока в России не появятся свои аналоги Леруа, Икеи или ОБИ.

Екатерина Цой.

Фото мобильного репортера / Агентство «Москва»

цены на стройматериалы
Подписаться
Уведомить о
guest
5 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Андрей
Андрей
1 месяц назад

Монополия тоже играет большую роль. Хозяева тех же гравийных карьеров, останавливают добычу в Подмосковье и привозят из Калуги, как раз чтобы взвинтить цену. Если бы была конкуренция — то и цены упали бы процентов на 25!

Владимир
Владимир
1 месяц назад

Я думаю, что нужно показательно наказать несколько совсем бессовестных продавцов. Тогда и у других умерится аппетит.

Виталий
Виталий
1 месяц назад

Думается мне, что проблема подорожания стройматериалов не столько в том, что подорожала логистика или в ограничениях на импорт, а в аппетите отечественных производителей и продавцов. Вот и возникает закономерный вопрос: когда же они нажрутся и куда смотрит ФАС.

Игорь
Игорь
1 месяц назад

Цены на строительные материалы всегда растут в сезон, т. е. летом, а в зиму они снижаются. Кроме того, на формирование цены влияет стоимость энергоносителей, логистики и т. д. Инфляция, также, двигает цены вверх.

Роман
Роман
1 месяц назад

До сегодняшнего резкого подъема валюты цены как раз падали, видно еще из за снижения импорта, так что самое время закупаться для стройки, а дальше надо за ценами следить, дешевле сильно не будет.

5
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x