Карен Шахназаров отмечает свой 70-летний юбилей. Режиссер полюбился зрителям за картины «Мы из джаза», названную «лучшим фильмом года», «Зимний вечер в Гаграх», «Курьер», «Белый тигр» и другие. С 1998 года Шахназаров возглавляет киноконцерн «Мосфильм».
— Карен Георгиевич, в вашей биографии был период, когда вы собирались уходить из кино, но к счастью этого не случилось…
— Было такое. После «Добряков». Действительно, собирался. Но потом остался и снял «Мы из джаза» — успех у ленты был большой. И, кстати, эта комедия была единственной в моей режиссерской биографии.
— Комедию снимать столь сложно?
— Самый тяжелый и опасный жанр. Когда режиссер снимает драму и потом сидит в зале, а зал молчит, то он не может с уверенностью сказать, чем обусловлено это молчание. Возможно, у зрителя слезы в этот момент наворачиваются на глаза, а может, он заснул. Но когда на экране комедия, и зритель не смеется, то режиссер понимает, что фильма не случилось.
— Вы работали в советское время, когда кино приносило в бюджет страны серьезные деньги. Как считаете, чего нашему кино не хватает сегодня?
— У нас нет единого центра, который бы занимался кинематографом. Я об этом говорю на протяжении многих лет, но эта мысль почему-то не находит поддержки. Наверное, всё всех устраивает в том виде, в котором есть. Но я лично совершенно уверен, что многие бы проблемы отрасли могла решить организация типа Госкино, которая курировала бы всю цепочку от финансирования картины до ее прокатной истории. Наши предшественники отлично это понимали. Я убежден, что пока такой организации не появится, пока наше кино не будет хорошо организовано, дело не сдвинется.
— У вас есть список фильмов, которые вы любите пересматривать?
— Обычно смотрю новые фильмы. Пересматривать? Нет, я не пересматриваю. Я предпочитают перечитывать. Перечитывать хорошие книги, среди которых на первом месте – классика.
— Какие места в столице вы любите больше всего?
— Раньше я достаточно много гулял по Москве, сейчас это не особо получается. Город сильно изменился. Среди мест, куда люблю приходить – Красная площадь, и всё, что расположено вокруг в этом районе. Люблю Арбат, в районе которого находится мой дом, люблю старые арбатские переулки.
— А как отдыхаете?
— Плаваю в бассейне. Я когда-то занимался этим профессионально.
— Вы никогда не хотели стать каскадером?
— Я был спортивным парнем, у меня была хорошая спортивная подготовка. Но каскадером — нет, не собирался. Это отдельное занятие.
— Куда и как часто вы предпочитаете ездить отдыхать?
— Обычно отдыхаю дней десять в году. Люблю ездить на море.
— Должен ли режиссер быть диктатором на площадке?
— Не то чтобы должен, но режиссер – профессия субъективная, которая постоянно требует принятия решений. И их осуществления. А это всегда происходит волевым путем.
— Если бы вы не стали режиссером, то кем бы могли быть?
— Не знаю. Ну, наверное, я мог бы стать тем, кем стал – директором киностудии.
Беседу вела Елена Булова.
Фото с сайта киностудии «Мосфильм»
Читайте также
Я, можно сказать, выросла на фильмах Шахназарова. Помню, мне очень нравился «Курьер» и «Мы из джаза». Чуть позже открыла для себя «Город Зеро», а совсем недавно с интересом пересмотрела «Анну Каренину». Талантливый режиссёр, который всегда идёт в ногу со временем и его фильмы уже давно стали классикой нашего кинематографа.
Один из лучших кинорежиссеров страны. Почему-то часто забывают назвать среди его фильмов «Холодное лето 53-го…» А ведь это был прорыв в отечественном кинематографе. Вместе с «Собачьим сердцем» Бортко они открыли новую тему до тех пор запрещенную. А интервью средненькое. Как будто неопытный практикант пробует перо на преподавателе, и тот снисходительно отвечает на второстепенные вопросы.