Стулья стали главными героями выставки в «Коломенском»

Удивительная выставка «Стул’Я. История стула в 12½ главах» открылась в выставочном зале «Атриум» в Коломенском. Эволюция образа одного из самых прозаичных предметов повседневности раскрывается в экспозиции, которая объединила более 100 предметов, посвященных метаморфозам самого обычного предмета мебели — стула.

стул

Стул – предмет мебели, декоративно-прикладного искусства, место, которое может быть занято, но может и пустовать. Стулья могут ожидать посетителей и гостей, могут с ними же распрощаться. В «Толковом словаре живого великорусского языка» В. И. Даля дается такое определение слова стул: «это известная домашняя мебель для одиночного сидения». Также это «обрубок бревна» — подставка под что-либо, в том числе под венцы дома. Стулом зовется чурбан для рубки мяса, подставка под наковальню или тиски. Также слово стул употреблялось и в отношении пищевых продуктов: стулом называли кусок затвердевшего сала, и замороженную икру продавали тоже стулом — этаким куском, отрубленным от брикета.

стул

— Герой выставки – стул — предстает пред нами в разных амплуа. Этот предмет мебели мы часто не замечаем, садясь на него. Мне хотелось сделать историю про таких статистов, если выражаться языком кинематографии, – рассказывает куратор выставки Михаил Юшкевич. — В названии выставки заложена отсылка к постмодернистскому роману Джулиана Барнса «История мира в 10½ главах». Мы используем на выставке и композиционную идею Барнса, показывая один предмет с разных ракурсов: стул как театральная бутафория, стул как игрушка и так далее — позволит увидеть грани других, непривычных смыслов, заключенных в образе стула.

стул

Находясь в фокусе внимания людей самых разных специальностей и профессий – например столяра, театрального реквизитора, пианиста или дизайнера – стул становится особенным объектом. А в руках художника, скульптора получает собственное метафизическое и эстетическое значение. У каждого из нас есть свои требования, ассоциации, истории об этом «предмете для одиночного сиденья». На мягких стульях напряженно сидели во время карточной игры, отдыхали после танцев на балах. Художники их изображали на полотнах в качестве интерьера, символов, стул подчеркивал характер своего хозяина, стул символизировал одиночество и ожидание, тревогу и умиротворение. Вспомните полупустые кафе с небрежно расставленными стульями на полотнах Ван Гога. А чудесные макеты сценографов второй половины ХХ века — дача в драматургии Чехова или Горького, поместье старичков Головлёвых…

В разделе «Стулья и кресла из исторических интерьеров» главным героем везде выступает стул, а для погружения в историческую эпоху и контекст бытования в экспозицию добавлены предметы интерьера и различные аксессуары конца XVII – начала XX века из собрания музея-заповедника «Коломенское». Царский трон, плетёное кресло, легчайшие гнутые венские, стулья мастера Гамбса и генеральши Поповой — стулья живут и в произведениях литературы, цитат из которых на выставке немало: от Бродского и Гессе до Гоголя и Достоевского.

стул

Образ стула в искусствах раскрывается живописью, графикой и скульптурой из собрания Московского музея современного искусства. Среди представленных художников знаменитые Михаил Шемякин, Радий Матюшин и др.

В разделе «Стул в качестве театральной бутафории» посетители увидят макеты театральных декораций выдающихся художников-сценографов Валерия Левенталя (1938-2015) и Сергея Бархина (1938 — 2020), предоставленные Государственным центральным театральным музеем имени А. А. Бахрушина, а также бутафорию к балету «Дон Кихот» и опере «Борис Годунов» из Музея Большого театра.

В разделе «Стул в музыке и литературе» можно узнать, что писали о стульях Николай Гоголь, Герман Гессе, Илья Ильф и Евгений Петров, Иосиф Бродский и другие.

стул

Все стулья на выставке «Стул’Я» становятся сложнее и интереснее самих себя и выходят далеко за пределы понимания «предмета для одиночного сидения». Для более глубокого погружения в тему гости смогут увидеть спектакль по мотивам пьесы Эжена Ионеско «С. Т. У. Л. Ь. Я» в сотрудничестве с театром «Эскизы в пространстве» и послушать увлекательные лекции о важной роли этого предмета мебели в театре и кино.

Все стулья имеют собственное звучание – композитор, исследователь музыки Ольга Бочихина специально для проекта создала необычную звуковую инсталляцию, дополняющую и украшающую экспозицию. Запись осуществлена при поддержке Центра электроакустической музыки Московской консерватории им. П. И. Чайковского.

В общем, «Стул’Я. История стула в 12½ главах» – не просто выставка мебели, это игра ума и воображения в слова и смыслы, синтез произведений изобразительного искусства, литературы, обращения к истории, философии, музыке. Есть ли на свете понятие «просто стул», можем ли мы уловить это понятие как нечто окончательное? Так ли просты вещи, окружающие нас, и не могут ли они оказаться глубже и интереснее самих себя? На выставке можно попробовать ответить на эти вопросы.

Михаил Ковалёв.

Фото автора

 

Читайте также

Артефакты бронзового века появились в Коломенском

стул
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x