Что такое импакт и при чем тут благотворительность

Бизнес, заточенный исключительно на получение прибыли любой ценой, как модель развития давно уже отошел в прошлое. Сегодняшний успешный бизнес должен иметь идею, миссию, которая, в идеале, направлена на улучшение жизни общества. Что такое импакт, чем он отличается от благотворительности и почему выгоден бизнесу рассказала директор Фонда поддержки и развития природоохранных и других социально-значимых проектов «Наш фонд» Ольга Лакустова.

импакт
Ольга Лаксутова

Импакт – это положительные изменения в жизни человека, в общественной сфере, полученные в результате предпринимательской деятельности. Компании, которые работают на благо общества называют импакт-компаниями. Их главное отличие от социальных бизнес-проектов в том, что изменения, создаваемые, импакт-компаниями направлены на долгосрочную перспективу, а не на создание каких-то разовых благ.

При этом импакт нельзя расценивать как благотворительность, это инвестиция, предполагающая возврат средств, и не только возврат, но и получение прибыли. При этом компания делает полезное для общества дело, но все равно рассчитывает получить от этого прибыль.

Суть импакта для бизнеса проста и понятна. Задача не только сделать привлекательный продукт, а сделать клиента, покупающего твой продукт, более счастливым. Чтобы он испытал положительные ассоциации, позитивные эмоции и т.д. Тогда вероятность получить лояльного клиента в несколько раз увеличится. Кроме того, сработает принцип сарафанного радио – клиент поделится своими эмоциями с друзьями и знакомыми и с большой вероятностью они тоже пополнят ряды ваших лояльных клиентов. В результате вы получите рост продаж.

Взять в пример, всем известную Икею. Ее смело можно назвать импакт-компанией. Идеология Икеи – забота о покупателях, об окружающей среде. «Мы оптимисты и постоянно ищем новые способы сделать мир вокруг себя еще лучше» — декларирует шведский гигант, определяя свою миссию. В свое время Икея действительно перевернула российский рынок и очень быстро смогла завоевать его не только благодаря относительно дешевой и нетривиальной продукции, а также благодаря сервису, стандартам качества, своим отношением к покупателям. Она одна из первых на российском рынке начала вести с потребителями диалог и предлагать не только мебель и аксессуары, но и образ жизни, в который были заложены в том числе экологические стандарты. В результате, когда компания заявила о том, что уходит с российского рынка вокруг нее случился настоящий ажиотаж. Люди всю ночь перед 5 июля ждали старта распродажи, продолжают днями и ночами ожидать возможности сделать заказ в электронных очередях на сайте. Заказывают товары в неудобные для себя точки самовывоза, готовы переплачивать посредниками, которые смогут достать товары из Икеи и т.д. И всё это при том, что компания не дает никаких скидок на продукцию, более того, не действуют даже карты лояльности. Это говорит о том, что шведскому гиганту, в том числе и благодаря своей идеологии, удалось сформировать абсолютно лояльный рынок сбыта. Именно так в идеале работает импакт.

Импакт — это не благотворительность, но два этих понятия вполне могут существовать в комплексе, увеличивая ценность импакт-инвестиций. Простой пример. Администрация посещаемой туристами природоохранной зоны хочет получить дополнительное внебюджетное финансирование. Вместо разовых грантов от благотворительных фондов у нас родилась идея построить и оборудовать там музей мёда. Ничего сверхъестественно не требуется – нужны деньги для строительства, сертификации продукции местных поставщиков и маркетинга. Для бизнеса инвестиция в создание такого музея может стать чисто благотворительной историей, а может стать импакт-проектом. Вложив деньги в строительство музея, в сертификацию и продвижение местной продукции, предприниматель взамен может получить льготные условия для покупки местной продукции, которую производят в том числе и на территории заповедника, ведь пчелы не знают границ. Или получить возможность предлагать посетителям заповедника свою продукцию – благо, внутренний туризм в этом году кратно вырос, и в посетителях недостатка нет.

Безусловно, введенные против России санкции оказали большое влияние на российский бизнес. Какое-то время он действительно находился в ступоре. Но сейчас ситуация начинает меняться. Нельзя однозначно сказать, что то, что происходит сейчас – это плохо. Это новые возможности. Это начали понимать и сами предприниматели, которые активно стали осваивать новые ниши. Как показывает практика, сегодняшний бизнес заинтересован в том, чтобы работать с причиной, а не с последствиями, поэтому импакт-проекты именно сейчас могут занять достойное место в бизнес-сообществе. Сегодня запускать положительные перемены в обществе можно не только через благотворительные проекты. Кроме-того, создание устойчивых систем развития положительно влияет на ESG-рейтинг инвестора.

Фото с сайта национальныепроекты.рф

 

Читайте также

Важные особенности договора с фрилансером, которые помогут избежать штрафов

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x