Российский авторынок «перетасовался», но остается слабеньким

Такое экспертное мнение о текущем состоянии российского авторынка высказал в ходе пресс-конференции в НСН вице-президент Национального автомобильного союза Ян Хайцеэр.

Авторынок Автоваз

По его мнению, то, что сейчас происходит, авторынком можно назвать с большой натяжкой:

«Мы откатились далеко назад, отечественная автомобильная промышленность пала, и перспективы пока остаются туманными. (…) У нас осталось только несколько отечественных производителей (это УАЗ, КАМАЗ, ВАЗ), но и у них цены тоже бесконечно велики, даже порой начинают казаться запредельными. Естественно, за их продукцией в очередь пока никто не выстраивается. Но, возможно, это произойдет в будущем, так как просто некуда будет деваться».

Говоря об актуальной ситуации на рынке, Ян Хайцеэр пояснил:

«Мы сегодня, во-первых, пытаемся продавать подержанные автомобили, и это мы как раз называем авторынком; во-вторых, мы продаем некоторое количество новых автомобилей (имеются ввиду иномарки. – С. И.), оставшихся на складах, которые нам передают представительства; частично заработал параллельный импорт. Автомобилей немного, но и спрос на них не самый большой, так как доходы населения падают. Рынок поэтому достаточно слабенький. Он уже «перетасовался»: сменились приоритеты, сменились бренды. Понятно, что большинство иностранных компаний ушли из России, и их авто попадают сюда посредством параллельного импорта. Остались корейские производители: в каком-то виде, явно недостаточном, они сейчас присутствуют».

Освободившиеся на российском рынке ниши занимают, по его словам, китайские производители, но пока их продукция остается «красивой картинкой», за которой непонятно, что стоит:

«Пустующие ниши пытается заполнить китайский автопром, но мы еще не знаем, какой он по качеству. Мы видим красивую картинку внешнюю, мы не видим внутренности, никто эти внутренности не описал, мы не видим объективных независимых тестов. Сегодня не хватает корейских доступных автомобилей, бюджетного сегмента».

Тему нехватки на российском рынке в первую очередь бюджетных автомобилей продолжил еще один участник пресс-конференции — автоэксперт Илья Ушаев:

«По статистике, в России не хватает до 2 миллионов автомобилей. Из них, если говорить про новые автомобили, — где-то 75%, а может быть и больше – не хватает автомобилей эконом-класса — А, B, С, D. Раньше это были японские и немецкие автомобили, которые были в наличии по адекватным ценам».

По его прогнозам, нехватку таких автомобилей может в ближайшее время усугубить и дефицит оригинальных запчастей, на которые, когда они все-таки доходят до прилавка, делается «дикая наценка»:

«Оригинальных запчастей очень мало привозят. Коллега из BMW недавно говорил, что в месяц они привозили несколько контейнеров оригинальных запчастей. Потом несколько месяцев не привозили ничего. Сейчас хотя бы что-то привозят по параллельному импорту. Схема работает, но наценка в таком случае дикая для конечного покупателя, который приобретает их на несколько сотен процентов дороже».

По оценкам экспертов, на этом фоне цены на ряд популярных автозапчастей в России взлетели от 45-65% до 1,5 раз в зависимости от товара. Так, автомобильные колодки подорожали сразу на 65%. К примеру, настолько поднялась стоимость колодок для Hyundai Solaris и Kia Rio. Цены на подержанные автомобили также стали расти. С начала 2022 года подержанные автомобили в возрасте до 5 лет подорожали в среднем на 28% до 2,47 млн. рублей. Машины в этом возрастном диапазоне стали дороже, чем в других, при этом сильнее всего выросли в цене внедорожники и кроссоверы.

Как отметил директор по сервису Автодома Алтуфьево Роман Тимашов, если с расходными материалами вопрос удалось решить достаточно оперативно, используя неоригинальные запчасти высокого уровня, то с кузовными запчастями есть достаточно серьезные проблемы:

«С кузовными запчастями есть проблемы, их менее интересно возить, их нельзя возить «в кармане». Приведу примеры, которые могли бы стать мемами, – лобовые стекла по полмиллиона и даже по миллиону. И люди пользовались таким предложением, были вынуждены покупать».

По его словам, в целом сейчас параллельный импорт запчастей уже есть, но говорить об устойчивости и ритмичности работы его каналов пока рано:

«Те поставки, которые мы сейчас получаем, и они приходят в срок – это, наверное, скорее, исключение из правила. Такого дефицита, который наблюдался в начале лета, сейчас уже нет. Рынок сам себя корректирует, но если говорить о цифрах, то они таковы: есть информация об импорте компонентов за 2021 год (тогда объем поставок составлял чуть меньше 60 млрд. долларов), а ожидаемый аналогичный показатель за 2022 год с учетом параллельного импорта, который недавно озвучил Мантуров, в 4 раза меньше (около 16 млрд. долларов). То есть, очевидно, что дефицит запчастей будет, из чего следует и завышенная стоимость на них».

На еще одну, может быть, пока и не слишком очевидную проблему авторынка (можно сказать, проблему с отложенным эффектом) указал  вице-президент Национального автомобильного союза Ян Хайцеэр:

«Покупатель должен понимать, что когда он сейчас приходит в дилерский центр, он, к сожалению, видит следующую картину: дай Бог, если какая-то машина там со складов представительств (имеются в виду склады зарубежных представителей. – С. И.) была выпущена. Такие представительства как бы ушли, но они как бы есть: некоторые из них пытаются посредством того же параллельного импорта помогать дилерам. Такие не все, но такие есть. Так вот, покупатель приходит и видит, что вот эта машина реально дилерская, то есть она отдана из остатков представителем, а эта машина привезена посредством параллельного импорта. А что значит — привезена посредством параллельного импорта? А это значит, что гарантии на нее фактически не распространяются. В лучшем случае дилер возьмёт на себя какую-то ответственность. Но в большинстве случаев мы можем увидеть, что автомобиль оформлен на компанию-однодневку: то есть, не на компанию, которая долгое время занималась продажей автомобилей, а на временную компанию»,

Это, как пояснил Ян Хайцеэр, делается для того, чтобы в будущем уклониться от исков разгневанных покупателей, которые будут через суд требовать гарантийный ремонт…

Сергей Ишков.

Авторынок Автоваз
Подписаться
Уведомить о
guest
2 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Сергей
Сергей
6 дней назад

Созданы идеальные условия для тех, кто остался на рынке. Но даже этим свалившимся на голову счастьем воспользоваться не могут. 

Полина Авдеева
Полина Авдеева
6 дней назад

Сейчас снова активизировались те, кто возил машины с Японии. Они намного дешевле, запчасти тоже достать можно, и состояние лучше. Из-за того что правый руль, разница может составлять в стоимости до 2 раз. За 800-1000 тыс. рублей можно спокойно взять машину 2018 года. У нас новая голая Гранта стоит дороже.

2
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x