Желание открыть свой бизнес и не работать больше «на дядю» хоть однажды наверняка посещало многих. Что нужно учесть, открывая собственное дело, какую форму налогообложения выбрать и где искать инвестиции, «Московской правде» рассказала генеральный директор технологической группы Rocket Humans Анастасия Ускова.
Конечно, собственное дело — это всегда риски, которые в кризисное время только возрастают. Но, с другой стороны, сейчас, когда в России идет переориентация в основном на отечественных предпринимателей, проводится государственная политика максимальной лояльности и поддержки предприятий малого и среднего бизнеса, а также самозанятых, условия для открытия собственного дела самые благоприятные.

Эксперт рассказала, с чего начать подготовку к созданию собственного бизнеса и как сделать его конкурентоспособным.
Шаг 1. Составьте бизнес-план и оцените жизнеспособность идеи
Бизнес-план — это стратегия ведения бизнеса и четкий перечень действий компании за определенный срок. Этот документ пригодится, если вы захотите взять кредит в банке, получить государственные гранты и субсидии, найти инвестора. Да и самому намного легче будет не свернуть с пути, когда есть четкий план действий. Чтобы составить бизнес-план, важно проанализировать рынок, собрать исходные данные и сформировать финансовую модель. Также необходимо рассчитать предполагаемую прибыль и срок окупаемости, составить маркетинговую стратегию и учесть факторы риска. Если вы новичок, чтобы бизнес-план был максимально приближен к нынешней экономической ситуации на рынке, лучше обратиться за помощью в его составлении к финансовому консультанту.
Шаг 2. Получите стартовый капитал
Для реализации почти любого бизнеса необходим стартовый капитал. Деньги могут понадобиться и на закупку товара и/или оборудования, и на аренду помещения, и на маркетинг, и на многое другое. Желательно, чтобы стартового капитала вам хватило хотя бы на полгода-год активной деловой деятельности. Сколько именно их понадобится – зависит от вашего проекта и бизнес-плана.
Деньги для старта можно искать через знакомых, на интернет-площадках или краудфандинговых платформах. Это непростой процесс. Инвесторы должны удостовериться, что ваш бизнес способен приносить прибыль. Для этого понадобятся подробный бизнес-план и презентация проекта, желательно при этом дать реальные гарантии возврата денег.
Примерно по такой же схеме деньги на развитие бизнеса можно занять в банке. Только с вас наверняка потребуют залоговое имущество. Также найти средства на запуск бизнеса можно через программу государственных субсидий. Для этого нужно встать на учет в центр занятости, пройти курсы для начинающих предпринимателей и защитить свой бизнес-план перед комиссией.
Подробнее узнать о финансовой поддержке предпринимателей в столице можно на портале Малый бизнес Москвы.
Шаг 3. Выберите форму организации
Предположим, что бизнес-план у вас уже есть и даже средства на его реализацию найдены. Теперь нужно определиться с формой организации предприятия. Вы можете вести бизнес как индивидуальный предприниматель (ИП) или как юридическое лицо (обычно ООО), а для микропредпринимательства на старте вполне может хватить и самозанятости, если ваш проект подпадает под критерии применения льготного налогового режима.
ИП подойдет тем, у кого маленький бизнес — например, небольшой магазин, производство или агентство по оказанию услуг, а также планируется использовать наемных сотрудников.
ООО — это фирма, которую можно открыть самому или вместе с партнерами. Подходит тем, кто планирует бизнес с большими оборотами, и тем, кто будет переводить крупные суммы по безналичному расчету.
Самозанятость подойдет тому, кто хочет превратить в бизнес свое хобби или профессиональные навыки, планирует преимущественно работать в одиночку и не хочет тратиться на налоги, взносы и вести бухгалтерию.
У каждой формы организации есть и плюсы, и минусы.
ИП легче зарегистрировать и закрыть, чем ООО. Требований к отчетности индивидуального предпринимателя меньше. Зато ИП не может привлекать инвестиции – только брать кредиты и займы или оформлять лизинг. В случае нарушений штрафы для ООО на порядок выше, чем у ИП. Но по долгам ООО отвечает только имуществом организации, а учредитель ИП – и своим собственным имуществом, которым владеет как частное лицо. Самозанятость с административной точки зрения – самый доступный режим, но есть потолок по прибыли в 2,4 миллиона рублей в год, нельзя нанимать сотрудников, а также заниматься некоторыми видами деятельности, например перепродажей товаров чужого производства.
Что еще важно учесть
Шаги, описанные выше, – это только начало пути. На деле начинающему предпринимателю перед стартом собственного бизнеса придется сделать еще множество вещей. Например:
– открыть расчетный счет в банке;
– завести онлайн-кассу или POS-терминал;
– проверить соответствие помещения требованиям пожарной безопасности;
– в зависимости от специфики проекта уточнить санитарные требования;
– изучить права потребителей и правила сертификации товара;
– найти каналы сбыта своих продуктов и услуг;
– позаботиться о штате сотрудников.
Список этот продолжать можно еще очень долго. Какие-то пункты универсальны для всех предпринимателей, какие-то подходят только в частных случаях, поэтому перечислить их все – крайне непросто.
Кстати, недавно в тестовом режиме заработала платформа мсп.рф, которая содержит много полезной информации и сервисов, необходимых представителям малого и среднего бизнеса. Там можно найти ответы на многие вопросы, волнующие начинающих предпринимателей.
Предсказать наперед, что вас ждет впереди и с чем вам предстоит столкнуться на предпринимательском пути, сложно. Оттого и начинать собственное дело может быть страшновато. Но следует помнить, что владелец каждого успешного бизнеса когда-то точно так же начинал с сомнений и страхов, с проб и ошибок. У современных же начинающих предпринимателей есть много возможностей получить помощь, совет и поддержку – как из государственных источников, так и от частных экспертов. Так что и шансов на успех тоже больше.
Алёна Бодриенко.
Фото pressfoto / Freepik
Для начала даже самозанятость попробовать можно. Зарегистрироваться 5 минут занимает, ну а дальше уже просто зарабатываешь и платишь минимальные налоги. Если ты в чем-то специалист, твои услуги всегда будут востребованы.