Эпоха киберпреступлений наступает неумолимо: все меньше людей носят с собой наличные деньги. Преступники обычные — воры и грабители — переучиваются на киберпреступников. Масштабы их действий ужасают: в 2021 году, по данным Центробанка РФ, со счетов граждан было похищено более 13,6 миллиарда рублей!
Мы продолжаем беседовать с экспертом по кибербезопасности ГУ Банка России по ЦФО Дмитрием Ибрагимовым. В прошлой статье мы рассказали о том, как мошенники создают для своих жертв искаженную картинку мира. В этой — расскажем о том, кто они, эти мошенники.
– Если серьезно, то это ОПГ, – поясняет Дмитрий. – Если смотреть статистику, то преступлений, которые совершаются в реальной жизни, становится все меньше. Они переходят в киберпространство. В киберпространстве можно находиться на территории иностранных государств и при этом делать вид, что ты сидишь в соседней квартире. Можно эмулировать миллионы личностей. Но люди до сих пор не привыкли к этому. У каждого человека своя скорость вхождения в мир информационных технологий, кто-то осваивается быстрее, кто-то медленнее. Но во время пандемии нас всех втолкнули туда насильно.
И тут важно понимать вот что. Возможности мошенников небезграничны. И один из сдерживающих факторов — это ресурсы. Гепард рассчитывает: если я потрачу на бег 2000 калорий и схвачу зайца с мясом на 1500 калорий — не нужна мне такая добыча, пусть себе бежит. Точно так же рассчитывают и мошенники.
– Мошенники хотят заработать, – рассказывает Дмитрий. – Чем более грамотного специалиста они нанимают, тем дороже стоит атака. Почему они не привлекают хакеров, технических специалистов для атаки на физических лиц? Слишком дорого. Либо они знают, что у конкретно этого человека очень много денег, либо они направят «мастерство» хакера на взлом и хищение средств со счетов юридического лица — там «добыча» больше.
Мошенник звонит человеку. Он слышит ледяной, раздраженный голос и бросает трубку. Это «холодный» звонок, человек не заинтересован в разговоре, нет смысла его продолжать. Несколько сот «холодных» звонков — и вот наконец удача: заинтересованный голос. Звонок получает статус «горячего», и начинается процесс обработки, затем жертву могут передать следующему, более квалифицированному и, соответственно, более «дорогому» специалисту.
Каждый звонок стоит денег. И это не только выброшенная одноразовая сим-карта, но и потраченное время.
Могут ли быть мошенники среди работников банка? Могут. Но есть нюанс.
– Для мошенника держать человека в банке — это дорого, – рассказывает Дмитрий Ибрагимов. – Банки ответственно относятся к защите средств своих клиентов, так как это основа их бизнеса, и банки следят за своей репутацией, поэтому они абсолютно не заинтересованы в том, чтобы у их клиентов воровали деньги. Поэтому банки будут выявлять в своих рядах мошенников. И мало того: их будут сажать, сажать быстро и надолго.

Разумеется, нельзя поручиться за то, что все поголовно сотрудники всех российских банков — кристально честные люди. Однако надо понимать, что все они находятся «под колпаком». Что служба безопасности банка следит за ними, да и сами они тоже следят друг за другом с той или иной степенью бдительности. И если вдруг среди них окажется человек, который будет нарушать банковскую тайну, сливать информацию, — его быстро вычислят и вычистят.
И даже для ОПГ потратить годы на подготовку своего человека, а затем внедрить его в банк… зачем? Чтобы этого человека тут же сдали свои же коллеги? Да, он что-то успеет сделать, но потом сядет надолго. И согласится ли он, как зицпредседатель Фунт, чтобы ему платили за каждый год отсидки?
Можно поступить проще. Можно организовать в любом городе кол-центр, нанять за небольшие деньги людей. Заплатить психологу, который напишет методичку — и эти люди будут по этой методичке работать. Просеивать сотню, тысячу «холодных» звонков в поисках той самой золотой рыбки. Известен случай, когда подобные кол-центры организовывали «волки в погонах» в российских тюрьмах.
То же самое и с гипнотизерами. Услуги гипнотизера стоят дорого, людей, владеющих им, крайне мало. Ну а мифов про гипноз предостаточно. Загипнотизировать человека в телефонном разговоре — это вообще за гранью фантастики. Куда больше на свете людей, которые попытаются таким образом оправдаться. «Меня загипнотизировали, поэтому я отдал им все деньги».
О технологиях, которые позволяют мошенникам обманывать людей, поговорим в следующий раз.
Яна МАЕВСКАЯ.
Коллаж «Московской правды»
Может, это и дорого, но дня не проходит, чтобы не позвонили “из следственного комитета” или “из службы безопасности банка”. Конечно, я знаю, что это звонят “специально обученные люди” и возможно, что из тюрьмы, но на их удочку попадаются и теряют огромные деньги. Новая фишка: говорят “на ваше имя сейчас оформляют кредит”. И таким образом выуживают данные по карте и снимают деньги. Единственное, что нужно сделать: прервать звонок, но не все это делают непонятно почему.
По хакерам много есть мифов. В основном это соц инженеринг по большому счету. Хакеры хорошие психологи и это нужно учитывать не только в данной сфере.