Кибермошенники. Хакеры и гипнотизеры – это слишком дорого. Глава II

Эпоха киберпреступлений наступает неумолимо: все меньше людей носят с собой наличные деньги. Преступники обычные —  воры и грабители — переучиваются на киберпреступников. Масштабы их действий ужасают: в 2021 году, по данным Центробанка РФ, со счетов граждан было похищено более 13,6 миллиарда рублей!

Коллаж "Московской правды"

Мы продолжаем беседовать с экспертом по кибербезопасности ГУ Банка России по ЦФО Дмитрием Ибрагимовым. В прошлой статье мы рассказали о том, как мошенники создают для своих жертв искаженную картинку мира. В этой — расскажем о том, кто они, эти мошенники.

– Если серьезно, то это ОПГ, – поясняет Дмитрий. – Если смотреть статистику, то преступлений, которые совершаются в реальной жизни, становится все меньше. Они переходят в киберпространство. В киберпространстве можно находиться на территории иностранных государств и при этом делать вид, что ты сидишь в соседней квартире. Можно эмулировать миллионы личностей. Но люди до сих пор не привыкли к этому. У каждого человека своя скорость вхождения в мир информационных технологий, кто-то осваивается быстрее, кто-то медленнее. Но во время пандемии нас всех втолкнули туда насильно.

И тут важно понимать вот что. Возможности мошенников небезграничны. И один из сдерживающих факторов — это ресурсы. Гепард рассчитывает: если я потрачу на бег 2000 калорий и схвачу зайца с мясом на 1500 калорий — не нужна мне такая добыча, пусть себе бежит. Точно так же рассчитывают и мошенники.

– Мошенники хотят заработать, – рассказывает Дмитрий. – Чем более грамотного специалиста они нанимают, тем дороже стоит атака. Почему они не привлекают хакеров, технических специалистов для атаки на физических лиц? Слишком дорого. Либо они знают, что у конкретно этого человека очень много денег, либо они направят «мастерство» хакера на взлом и хищение средств со счетов юридического лица — там «добыча» больше.

Мошенник звонит человеку. Он слышит ледяной, раздраженный голос и бросает трубку. Это «холодный» звонок, человек не заинтересован в разговоре, нет смысла его продолжать. Несколько сот «холодных» звонков — и вот наконец удача: заинтересованный голос. Звонок получает статус «горячего», и начинается процесс обработки, затем жертву могут передать следующему, более квалифицированному и, соответственно, более «дорогому» специалисту.

Каждый звонок стоит денег. И это не только выброшенная одноразовая сим-карта, но и потраченное время.

Могут ли быть мошенники среди работников банка? Могут. Но есть нюанс.

– Для мошенника держать человека в банке — это дорого, – рассказывает Дмитрий Ибрагимов. – Банки ответственно относятся к защите средств своих клиентов, так как это основа их бизнеса, и банки следят за своей репутацией, поэтому они абсолютно не  заинтересованы в том, чтобы у их клиентов воровали деньги. Поэтому банки будут выявлять в своих рядах мошенников. И мало того: их будут сажать, сажать быстро и надолго.

эксперт по кибербезопасности ГУ Банка России по ЦФО Дмитрий Ибрагимов
Эксперт по кибербезопасности ГУ Банка России по ЦФО Дмитрий Ибрагимов

Разумеется, нельзя поручиться за то, что все поголовно сотрудники всех российских банков — кристально честные люди. Однако надо понимать, что все они находятся «под колпаком». Что служба безопасности банка следит за ними, да и сами они тоже следят друг за другом с той или иной степенью бдительности. И если вдруг среди них окажется человек, который будет нарушать банковскую тайну, сливать информацию, — его быстро вычислят и вычистят.

И даже для ОПГ потратить годы на подготовку своего человека, а затем внедрить его в банк… зачем? Чтобы этого человека тут же сдали свои же коллеги? Да, он что-то успеет сделать, но потом сядет надолго. И согласится ли он, как зицпредседатель Фунт, чтобы ему платили за каждый год отсидки?

Можно поступить проще. Можно организовать в любом городе кол-центр, нанять за небольшие деньги людей. Заплатить психологу, который напишет методичку — и эти люди будут по этой методичке работать. Просеивать сотню, тысячу «холодных» звонков в поисках той самой золотой рыбки. Известен случай, когда подобные кол-центры организовывали «волки в погонах» в российских тюрьмах.

То же самое и с гипнотизерами. Услуги гипнотизера стоят дорого, людей, владеющих им, крайне мало. Ну а мифов про гипноз предостаточно. Загипнотизировать человека в телефонном разговоре — это вообще за гранью фантастики. Куда больше на свете людей, которые попытаются таким образом оправдаться. «Меня загипнотизировали, поэтому я отдал им все деньги».

О технологиях, которые позволяют мошенникам обманывать людей, поговорим в следующий раз.

Яна МАЕВСКАЯ.

Коллаж «Московской правды»

Коллаж "Московской правды"
2 Comments
  1. Может, это и дорого, но дня не проходит, чтобы не позвонили “из следственного комитета” или “из службы безопасности банка”. Конечно, я знаю, что это звонят “специально обученные люди” и возможно, что из тюрьмы, но на их удочку попадаются и теряют огромные деньги. Новая фишка: говорят “на ваше имя сейчас оформляют кредит”. И таким образом выуживают данные по карте и снимают деньги. Единственное, что нужно сделать: прервать звонок, но не все это делают непонятно почему. 

  2. По хакерам много есть мифов. В основном это соц инженеринг по большому счету. Хакеры хорошие психологи и это нужно учитывать не только в данной сфере.

Добавить комментарий